«Главное, если киностудия снимает кино, остальное – неинтересно»

В мае этого года Одесская киностудия празднует свое 100-летие. В связи с этим событием мы решили немного вспомнить её историю, узнать, чем она живет сегодня, и выяснить, какое будущее ждет старейшую киностудию Украины. Обо всём этом нам рассказала Собченко Лидия Викторовна, директор цеха подготовки съемок.

За столетнюю историю, какие достижения киностудии вы считаете самыми важными и показательными?

Главные достижения — это только фильмы. Я киношник до мозга костей. Я работала ещё в Советском Союзе, пришла на киностудию в 1984 году, и сказала, что, когда мои дети вырастут, я вернусь. И я сдержала слово, через 25 лет снова на киностудии, потому что это любовь с первого кадра и на всю жизнь. То есть даже когда ты не работаешь на киностудии, тебе снится, что ты снимаешь кино. И я надеюсь, что эти достижения — съемка кино — будут и дальше. В последнее время киностудия мало снимает своих фильмов, да и вообще практически не снимает.

Расскажите о последних проектах Одесской киностудии.

Как раз сейчас мы выиграли господдержку, будем снимать свой фильм «Память солнца». Если точно сказать, по-моему, последний именно свой фильм киностудия снимала не то в 2005, не то в 2006 году. Можете учесть разницу. И еще «Пламенная река» — фильм, который молодой, абсолютно молодой режиссер сейчас снимает, это его дебют. Вот и киностудия тоже пошла ему навстречу, это будет совместное производство, даже больше именно Одесской киностудии, при его продакшн-участии. Кстати, в этом фильме я художник-постановщик.

При таком длительном, более 10 лет, перерыве между съемками собственных фильмов, в чем же заключалась деятельность киностудии?

Нет, мы снимали. Вернее, не снимали, мы обслуживали фильмы других городов. Раньше, до 2014 года, мы работали, в основном на Россию. Да, по-моему, последний раз из России приезжали в четырнадцатом году. Потом мы переориентировались. Сейчас приезжают из Киева, из Польши. Буквально два месяца назад телесериал польский приезжал. У нас 58 000 наименований костюмов, реквизита, мебели. И они постоянно снимаются в фильмах не только Одесской киностудии. Совсем тяжело нам, допустим, никогда не было. Тут проходили фестивали всякие, показы, даже Международный кинофестиваль проводят 9 лет подряд. У нас на студии мастер-классы всякие проходили.

С какими планами киностудия вступает в своё новое столетие?

Очень хотим возрождения киностудии, очень. Нынешний директор недавно к нам пришел, очень, скажем так, порядочный человек — Осипов Андрей Алексеевич. Он входит в сотню лучших адвокатов Украины. Два года назад кардинально поменял свою жизнь, живёт и работает в Киеве, и семья его тоже там. И вот ему предложили вытащить из кризиса Одесскую киностудию, вот он к нам приехал сейчас и провел очень много реформ. Даже музей только при нем сделали. Он очень любит нашу киностудию, все фильмы практически в детстве смотрел. Вот с ним мы сейчас и пытаемся её возродить. Фильмы запускаем для съемок. Для нас, киношников, самое главное, если киностудия снимает кино. Все остальное, ну, неинтересно. Тем более, мы — самая старая киностудия не только в Украине, но и в постсоветском пространстве. Мы старше Мосфильма, не говоря уже о всех остальных. Во время революции как раз сюда Вера Холодная и остальные сбежали от революции, чтобы снимать здесь фильмы.

Почему празднование такого значимого события, как 100-летие киностудии, проходит так закрыто?

Вы знаете, мы тоже были против этого. Но это было решение сверху, киевское решение. Тут будут очень большие представители из Министерства культуры, министр кинематографии будет, может быть поэтому. Но ещё, с другой стороны, Одесскую киностудию очень любят и очень многие знают. Может быть, побоялись, что будет слишком много народу, поэтому мероприятия будут закрытого типа, и там будет человек 300, наверное. Хотя потом уже все переигралось, сказали, что нельзя для одесситов не сделать мероприятия. 23 мая решили сделать для кинематографистов-одесситов свободный вход, показ фильмов, кейтеринг, такой маленький праздник решили организовать. Почему маленький? Потому что 23-го числа у нас будет очень много работы, в 9 утра мы стартуем. Я сама, лично, делаю 7 тематических фотозон из фильмов Одесской киностудии.

Одесская киностудия известна своими качественными советскими фильмами. Вы будете продолжать их традиции или переориентируетесь на создание нового качественного украинского кино?

Да-да, новое качественное кино. Планируется постройка современных павильонов, ближе к морю. К нам уже приезжали спонсоры из Америки, из Голландии, из Норвегии, послу норвежскому очень понравилась киностудия. Хотят наш кинотеатр, на первом этаже, сделать … знаете, как сейчас модно, такое помещение в зеленом цвете. Мы, киношники, называем это «зеленка», и ты потом на ней все, что хочешь, можешь изобразить, любой фон. Потом у нас нет постпродакшена, хотят и его тут организовать. На сегодняшний день у нас часть зданий занимают арендаторы, за счёт которых мы живём и выживаем, но арендаторы у нас тоже, кстати, по профилю. Нельзя сказать, что они непонятно откуда взявшийся люди, это киношколы, компании, которые снимают видеоклипы, ролики. Все они имеют свою узкую направленность, и мы с ними тоже очень часто работаем.

Недавно был принят языковой закон. Повлияет ли это на работу киностудии, ее языковую политику?

У нас сейчас «Память солнца» будет полностью украинский фильм, с турецкой стороны актеры турецкие, а так всё будет на украинском языке. Мы очень нормально к этому относимся, наш директор разговаривает только на украинском языке. Кстати, это не новшество. Мне часто говорят, что Одесса говорила на русском все время. Вы знаете, сколько у меня сейчас украинских костюмов, которые раньше заказывали в украинских селах? Одесская киностудия очень много фильмов украинских снимала. Натуральные вышиванки, старинные. Сейчас, когда приходят люди, они говорят, что это уже музейные экспонаты. Вот поэтому я думаю, что нам не страшно переориентироваться. Почему бы и нет? Я даже считаю, что это нужно было сделать раньше, лет 25 назад, и уже выросло бы не одно поколение, и этот вопрос вообще бы не стоял.

Что вы думаете об уровне украинского кино, есть ли шанс повысить его в будущем?

Я не считаю, что украинское кино на низком уровне. Есть много хороших картин в соавторстве. Просто хорошие фестивальные фильмы надо сначала заявить на фестивалях, а только потом показывать. Неплохие фильмы, но нет того же постпродакшена и раскрутки. Я думаю, что мы просто привыкли — это осталось ещё со времен Советского Союза— что мы сняли, отдали государству, и не нужно больше об этом думать. Когда к нам приехали турки (они тоже дают часть денег нам на съемку), они сказали, что у них вообще не проблема раскрутить фильм. Они ведь тоже буквально за последнее десятилетие очень хорошо продвинулись. Мы даже боялись, что им будет неинтересно сюда приезжать и помогать нам. Но нет, им наоборот нравится. У нас сейчас просто это все зарождается, я, непосредственно, очень люблю с молодыми работать, их очень много сейчас в нашей стране, и в Одессе в том числе. Это один из талантливейших регионов. Вот и все наши бывшие работники подтянулись, потому что все равно любовь к киностудии осталась, у всех болит. Поэтому, я думаю и очень надеюсь, будем возрождать кино.

Селютина Мария, Циктор Ольга