Одеський національний університет імені І. І. Мечникова

Яна Делиева: «За прошедшие девять лет наш фестиваль стал действительно международным»

Ежегодный Международный фестиваль клоунов и мимов «Комедиада» стартовал в Одессе 27 марта и продлился по 1 апреля включительно. Мы пообщались с исполнительным продюсером и координатором международных связей Яной Делиевой, чтобы узнать, чем запомнились фестивали прошлых лет.

-Здравствуйте, Яна. Первый вопрос: что стало толчком к основанию фестиваля?

Здравствуйте. Сразу хочу предупредить, что учитывая специфику нашего фестиваля, абсолютно серьезных ответов  дать не смогу. Так что, внимание…

К основанию Международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада» стал толчком… клоунский пинок под зад.

-За годы существования фестиваля, продвинулись ли вы в осуществлении целей, намеченных при его основании?Что вы считаете главным достижением фестиваля за все эти годы?

Разумеется, продвинулись.Главное достижение, на наш взгляд, это то, что за прошедшие восемь лет, даже девять, в этом году будет уже девятый год, наш фестиваль стал популярным в профессиональных кругах нового авангардного театра, клоунады, физического театра. Ну и, разумеется, набрал популярность среди зрителей. И стал действительно международным.

-Фестиваль отличная  стартовая площадка для тех, кто умеет и хочет смешить людей, а чему он может научить простых зрителей?

Простых зрителей наш фестиваль, в первую очередь, может научить чувствовать себя менее важными. А также, заставит зрителей вспомнить, какими они были, когда были детьми.

-Пользовались ли популярностью фестивали прошлых лет,  много ли было публики?

Ну конечно, пользовались популярностью. Один из важных показателей –  это то, что на первое апреля, например, билеты каждый год раскупают уже за две недели. Вот такой показатель есть.

-С какими трудностями вы сталкивались при подготовке  к фестивалю?

Наверное, главная наша трудность – это то, что зритель понятия не имеет о современной клоунаде, о современной пантомиме, о физическом театре, об авангардном театре, об авангардной клоунаде. Мы пытаемся научить его, дать ему как можно больше информации, адаптировать ее. Ну, и приучить зрителя к настоящему такому искусству. Это непросто. Это трудность, конечно.

-Какие самые яркие моменты за историю существования фестиваля вы помните?

Запоминающихся моментов было много. Например, однажды мы пригласили на фестиваль польского клоуна Пенечку, что в переводе с польского на русский означает «Кнопка». И он п приехал к нам один раз, другой, третий, а потом приезжал уже сам, мы его не приглашали. Сам где-то размещался, выступал как-то самостоятельно. В результате он очень полюбил Украину и, в частности, Одессу. И женился на украинке, благодаря нашему фестивалю.

Еще, на одном из фестивалей у нас был американский комик, очень смешной, Питер Питофски. И он настолько со всей душой отнесся к участию, что его даже не просил, а он в антракте вышел в зал и начал там дурачиться, целовать, смешить всех зрителей. Потом он вышел в фойе и на протяжении всего антракта шокировал людей своими шутками, причем в абсолютно обычной своей одежде. Вот, хотя его и не просили.

Кроме того, каждый год, после выступления, мы проводим такие джем-сейшены (исполнения совместных импровизаций и экспромтов – прим. М.С.) среди наших участников, где смешиваются и ведущие, и конкурсанты, и члены жюри, и гости. Как правило, когда они начинают там баловаться, импровизировать, сочинять, у них рождаются новые дуэты, коллаборации. И эти новые номера они используют в своих программах, и привозят на другие фестивали, в том числе на нашем фестивале в этом году выступит Джефф Хесс в дуэте с Ильей Страховым. Они очень подружились и создали вот такую коллаборацию.

-Какие курьёзы случались в прошлые годы?

Ну, например, такой курьез был. В прошлом году у нас выступил Девид Шайнер. Он профессор клоунады и театра, живет в Европе, немец. Для своего интерактивного номера (он вообще член жюри был, но он высказал желание выступить, сказал, что это будет в форме лекции) он вызвал мальчишку на сцену, стал с ним разыгрывать там сценку. И мальчик настолько органично влился в роль, что Девид Шайнер до сих пор не верит, что этот мальчик не подсадка, что он обычный мальчик восьми лет. Вот такие бывают дети у нас.

Дальше, еще такой курьез был: английский клоун Поль Марокко, во время своего выступления, разбил свою гитару фламенко, и Георгий Делиев дал ему свою. Ну, он ее тоже разбил, после.

Еще один такой курьезный случай, когда Крис Линам, английский комик, на первом фестивале «Комедиада», в  финале своего номера, где он раздевается догола и вставляет себе сзади горящую такую петарду, как в торт, и бегает с ней по сцене. Во время этого номера чуть не получили травмы артисты за кулисами, а психологические травмы чуть не получили слишком культурные барышни, которые сидели в первом ряду

Ну и такой классный, главный курьез. После приезда Лео Басси до сих пор зрители, посетители нашего фестиваля, участники не поняли, где он говорил правду, а где он шутил; где он по-настоящему гипнотизировал, а где были подсадки. Да и мы сами до сих пор не поняли.

Селютина Мария

Залишити відповідь