Заняття 2. Запитання до інтерв’ю. Прийоми ведення бесіди

Завдання 1. Проаналізуйте класифікацію запитань за М. Лукіною. Які функції виконують різні види запитань?

Завдання 2. Прочитайте інтерв’ю, знайдіть різні типи запитань та проаналізуйте їх.

Мирослава Гонгадзе

Андрій Куликов

Завдання 3. Прочитайте поради журналістам щодо того, як проводити інтерв’ю. Чи погоджуєтесь ви із ними?

Интервью: это больше чем вопросы и ответы

Глава из книги
“Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы”

После нескольких кратких любезных фраз начните с легкого или менее спорного вопроса, оставив самые трудные на конец разговора. Иногда можно растянуть вступительную часть и дать собеседнику поговорить немного о том, о чем он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.

В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Ваш собеседник, особенно если это политическая фигура, может иметь свои планы относительно интервью.

Записывая ответы, отмечайте также, как одет собеседник, как себя ведет, что его окружает – это те специфические детали, которые помогут вам воссоздать место действия для читателя вашего материала.

Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы.

Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: “Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то…” Собеседник может сказать “нет”. По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа.

Используйте так называемую “беременную” паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой “перемолчать” собеседника.

Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.

Оставьте о себе самые лучшие воспоминания – ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью.

Не расслабляться, особенно в конце беседы, когда ньюсмейкер может неосторожно проговориться о важном.

Предварительно научиться грамотно и ясно, правильным русским языком излагать свои мысли, поскольку неверное ударение, исковерканные от незнания специальной лексики термины, отсутствие согласования слов в произносимых предложениях, несовпадение падежей могут вызвать соответствующие реакции у ньюсмейкера и, как следствие, отказ в продолжении разговора.

Задавать прямые вопросы. “Размытый” вопрос дает ньюсмейкеру простор для воображения, что отнюдь не всегда благо.

Не спорить с ньюсмейкером. Даже если у вас есть сильные аргументы, вы можете проиграть в перспективе. Просто улучите возможность повторить свою точку зрения (например, в публикации).

Не позволять ньюсмейкеру подсказывать или навязывать желательные ему или ей вопросы. Если это происходит – подчеркнуть: “Меня все же интересует…, а не…”

Завдання 4. Прочитайте поради до інтерв’ю, які дає Е. Фіхтеліус. Чи погоджуєтесь ви із ними?

“Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете объекту интервью “увильнуть” от ответа на  неудобный вопрос, предоставляя ему возможность ответить лишь на один из двух. Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в  утвердительной. Его формулировка должна предоставлять интервьюируемому возможность передать то, что он думает, чувствует или пережил…  Вопросы, которые кому-то кажутся глупыми, в действительности нередко приводят к самым неожиданным, глубоким и интересным  ответам. Примером подобных вопросов являются:

– Что вы чувствуете?

– Что вы имеете в виду?

– Как вы себе это представляли?

– Что вы собираетесь делать теперь?”

“вопросы должны быть открытыми, нейтральными и простыми. Открытые  вопросы заставляют объект интервью задуматься над их содержанием и приложить усилия к тому, чтобы ответить на них. В таких случаях у вас есть  возможность не только получить объяснения, но и услышать точку зрения респондента. Вопросы, допускающие односложные ответы, позволяют  объекту интервью “гнуть” свою линию после того, как он ответил “да” или “нет”.

Вопросы должны быть нейтральными. Лишь тогда интервьюируемый может высказаться и находиться в центре разговора. Окрашенные личным  мнением репортера вопросы ставят в центр беседы самого журналиста”.

“Джон Савотски составил список десяти “смертных грехов” журналиста в работе с интервью:

Вопросы, допускающие односложные ответы (“да” – “нет”)

Утвердительное предложение вместо вопросительного

Два вопроса в одном

Перегруженные вопросы

Наводящие на ответ вопросы

Комментарии и собственные оценки в вопросе

Предположения и домыслы в вопросе

Вывешивание ярлыков в вопросе

Преувеличения в вопросе

Слишком сложные для понимания вопросы

“не задавайте гипотетических вопросов, в духе: ,Ято вы будете делать, если произойдет то-то и то-то?”. Такие  вопросы легко отмести, они, как правило, ведут к блокировке содержательного разговора. И еще один совет: раз и навсегда откажитесь от  дурацкого вопроса “Вы можете гарантировать, что…?”

“Обратим внимание на такие фактические вопросы:

– Господин капитан, не могли бы вы рассказать сколько людей погибло в пожаре?

– Сколько детских садов будут закрыты в целях экономии (вопрос главе местной администрации)?

– Господин директор, сколько человек будет уволено после переноса производства за рубеж?

Сами по себе эти вопросы совсем не так уж плохи, но задавая их и пересказывая ответы на них нашей аудитории, мы тем самым передаем нашу роль другим. Журналист, и никто другой, должен рассказать о том, как развивались события во время крупного пожара. Вопрос, который мы должны задать брандмайору, – почему он разговаривает с журналистами, когда за спиной у него бушует пожар? Глава местной администрации должен объяснить, почему он принял решение закрыть столько-то детских садов. Директору должен быть задан вопрос о прибылях предприятия и его парашютном договоре* после переноса производства за границу. Репортер сообщает факты, а ответственные лица объясняют, как и почему что-то произошло.

Такие вопросы вполне можно задавать, но ответами на  них совсем не обязательно мучить зрителей и слушателей. Цель фактических вопросов – раздобыть конкретные данные,  выяснить цифры или получить представление о подоплеке события. Конечно, репортеру необходимо располагать данными и фактами и донести их до  своей аудитории как можно более доступно и понятно. Но не нужно забывать, что именно репортер должен сделать обобщение сведений, а не  брандмайор или политик. Интервью должно освещать и разъяснять сложные аспекты того или иного вопроса, знакомить слушателей, зрителей и  читателей с точкой зрения респондента, его чувствами и впечатлениями, а не сухо перечислять бесконечные факты и цифры”.

“Вообще, нередко молчание может заменить самый лучший вопрос. Вопросительный взгляд журналиста, брошенный на собеседника, кивок головы или пауза без единого слова могут вызвать самые неожиданные ответы.

Репортер должен уметь смотреть собеседнику в глаза. Иногда одного движения бровей или взгляда, брошенного на рассказчика, достаточно для того, чтобы тот продолжил развивать тему”.

Завдання 4. Аналіз інтерв’ю з Олесем Саніним на “Громадському”