Інтерв’ю: розшифровка та узгодження

Завдання 1. Перегляньте розшифровку, запропонуйте свої варіанти редагування

– Согласно показателям загрязнения атмосферы, воды, у нас все в порядке. Только в отдельные моменты есть превышения по отдельным параметрам: по синтетически активным веществам в морской воде, по нефтепродуктам, по нитратам. В пляжной зоне – бывает превышение по содержанию бактерий полигруппы.

У нас принята очень интересная вещь. Их определяют следующим образом: нужно высеять их на питательные среды и через двое суток (раньше было) считывается результат: количество проросших колоний. Но за это время гидрологическая ситуация меняется. Мы призодим и смотрим, вода была зеленовато-желтая, вода подошла, если коричневые оттенки есть, с лимана какого-то. Если просто зеленовато-желтая, это цветение указывает. Это обычно та вода, которая задерживается возле берегов Одессы. И вот если в этот момент времени собрали санэпидстанция, то могут быть превышения. Они делают по многим параметрам, жто довольно трудоемкий анализ. Пройдет два дня, а ситуация может через несколько часов гидрологическая поменяться. Верхнюю воду сдует, поднимется глубинная вода, которая по качеству очень хорошая. Единственно, что она холодная. Голубоватого цвета вода, прозрачная. В ней уже не будет этих бактерий. Она пригодна для купания для тех, кто не боится холодной воды. Но нам выставляют на пляж дельфин, на пляж ланжерон, показатели, которые сняты два дня назад. После этого закрывают пляж или говорят, купаться нельзя.

Во многих местах наши склоны имеют неухоженный вид. Это значит высокая трава, что для курортной зоны плохо, мусор, бутылки, бумаги и т.д. С другой стороны, когдя я был еще студентом, на склонах, которые не так горели, не были чрезмерно засажены деревьями, можно было наблюдать много растений и насекомых, которые сейчас практически не встречаются. В том числе, и краснокрижные виды. Сейчас этого нету, потому что зелентрест в одно время проводил политику, что можно высаживать как можно больше растений и в результате в районе некоторых пляжей вообще не осталось места, кроме самого пляжа, где можно полежать на склонах на солнце. Потому что сплошная крона деревьев, под которыми иногда не убрано. Убирается только во время субботника. В другое время очень редко и не во всех пляжнах убирается.

Необходимо еще обратить внимание. Те заведения, которые располагаются не на склонах, а на терассах: кафе, киоски, где продаются напитки, шоколадки, печенье. Очень часто выбрасывают свой мусор вниз по склонах. В том, что возле таких мест замусорены склоны, “заслуга” наших санитарных врачей. Которые должны за этим смотреть.

Если мы будем рассматривать с точки зрения Одессы как курорта. Наше побережье загорожено, перегорожено, нет доступа к морю. Нет доступа к морю во многих местах. Моя жена, которая была когда-то на конференции в Ницце. Они удивлялись, что в этом городе, которы старинный курорт, нет ни одного места, гдае бы был забор. В любом месте с набережной можно спуститься и подойти к морю. У нас к сожалению, та дорога, которая выполняет функцию набережной, не всегда можно это сделать. Очень много пляжей перегорожено. Нету доступа. Есть такие учреждения, станция по размагничиванию судов, биостанция университета, которые должны иметь забор, для того, тчобы там лишние люди не ходили. Но зачем ресторану или кафе иметь забор. Не должно быть огорожено в этих местах.

Озеленения. Зелентрест очень большую работу выполняет, во многих местах она хорошо видна. 10 апреля, 5 станция и в других местах. Но есть еще межквартальные проезды, стройки. на которых выростают можно сказать сорные “деревья” – те виды, которые самосевом размножаются, клен американский, другие виды кленов. Айлант. Когда исчезнет человек, на улицах и даже на небоскребах Нью-йорка вырастут такие деревья как клен и айлант. Айлант завезли из Китая. Это очень стойкое дерево, но оно вытесняет, очень жизнелюбивое, если срезать, оно дает поросли. Во многих местах оно уже стало портить внешний вид парков, улиц и т.д. Дает кучу корневых порослей. Их очень много в парке Победы. У нас зелентрест не следит за этими деревьями, Одесса – богатый город, продолжает интенсивно стоиться. Эти заборы стоек, возле них изнутри выростают деревья-сорняки. Эти деревья очень сложно убрать.

Осенью прошлого года в ноябре вывели сделали подводный сброс на большом удалений от северных одесских канализаций. Чем это грозит, грозит это тем, что цветение воды усилиться может. Когда пресную воду выбрасывают и она… на большой глубине выброс, вроде бы это маленький ущерб будет с точки зрения санэпидобстановки. Мы от этих микробов как плохая хозяйка, когда подметает, коврик поднимает – и всю грязь под коврик. Вот это аткая ситуация. Ожидается следующее. Вся эта дополнительный сброс биогенов, удобрений, которые попадут в море, они вызовут более сильное “цветение” воды, это приведет к тому, что в воде будет большее количество органики, больше количество органики в воде – большее время будут сохраняться холероподобные вибрионы. Поэтому говорили, что эту воду нужно еще сильнее очистить, а не просто выбрасывать. Наши очистные не отвечают стандартам, которые есть даже в некоторых слаборазвитых странах. Биологической очистки недостаточно. Нужна еще физическая очистка, которая бы убирала из этой воды фосфор. Фосформ – при попадании в воду он провоцирует “цветение” воды.

Проблема ливневых, которые во многих местах ливневая вода поступает прямо в море. Ее нужно закольцевать полностью на кольцевые. Это сложно сделать, потому что во время ливней очень большие объемы воды. Когда-то коллектор был на Балковской, он заброшен сейчас. Это только часть ливневого стока. Есть и в других местах ливневые стоки. С ними могут попадать загрязнители. В том числе из комунально-бытовых стоков. Количество отдыхающих на погонный метр наших пляжей уже давно превысило всякие разумные нормы. Вот это количество требует особого подхода к формированию населения прибрежной зоны. Нужно созджавать какие-то искусственные биоценозы, котрые способствовали более быстрому очищению этой зоны. Можно говорить об отрицательном значении волнорезов, пирсов и т.д. Но сейчас на них сосредоточена значительная часть биомассы мидий и других организмов, которые помогают в очишении акватории пляжей. Внутри пляжа вода зрительно чище и даже во многиз случаях подтверждается исследованием, чем за пределами пляжа.

Я купаюсь в одном из самых чистых районов. Между Дельфином и Россией есть Малый Фонтан, там где биостанция. И вам рекомендую. Наш пляж не очень благоустроен, но качество воды там одно из самых лучших в городе.

Завдання 2. Прочитайте інтерв’ю, запропонуйте варіанти редагування. Які запитання-відповіді ви б викинули?

Когда была создана Всеукраинская Федерация Киокушин каратэ?

ВФКК была создана организована в 2012 г., изначально с 2010 была создана межрегиональная федерация, а перед этим межрегиональная федерация Симмей-до каратэ с 1991 г. Организатор – шихан Саиом Кахил.

Чем отличается базовая техника от других систем карате-до?

Базовая техника практически ничем не отличается от других стилей каратэ. На то она и базовая.

Во сколько лет можно начинать заниматься киокушин каратэ?

Заниматься можно с тех пор, как человек начал ходить. Но на практике – это возраст с 4-5 лет.

Какие рекомендации родителям вы используете?

Каких-то особых рекомендаций родителям нет. Когда они приводят детей, мы естественно общаемся. Родители понимают чем будет заниматься их ребенок. Единственная рекомендация – не пропускать без уважительных причин тренировки.

Какие пожелания детям.

Меньше проводить время за компом, а больше в подвижных играх. Развивать себя физически и духовно. Компьютер и телевизор этого не дадут.

Какие проблемы возникают сегодня?

На сегодняшний день проблем хватает, без них просто никак. Основная проблема – это финансирование. Финансирование для приведения зала в порядок (ремонт), закупка инвентаря для занятий, организация поездок на турниры. К примеру, наш зал был отремонтирован за свои деньги (родители сбросились в помощь), а найти спонсора дело хлопотное.

Кто занимается у вас в школе?

Занимаются у нас все кто хочет заниматься. Кекушинком не зависимо от статуса родителей и пола и возраста. Одной фразой: от 4лет и до упора.

Как часто идут занятия и есть ли разграничение по возрастам?

Занятия проводятся три раза в неделю по 1,5 часа, при необходимости бывает и чаще. Новички, собственно занимаются отдельно от «более продвинутых» и по мере роста своего мастерства переходят в основную группу не зависимо от возраста.

Киокушин каратэ – это жизненный путь?

Для тех кто начинает заниматься каратэ неважно каким стилем – это даже становится жизненным путем и в основной массе эти люди идут этим путем до конца. Потому как ты сам становишься частью этого пути.

Помогает ли философия боевого искусства в жизни?

Однозначно помогает. Постигая каратэ, не столько физическую, сколько внутреннюю составляющую начинаешь понимать, каким ты был раньше и какой сейчас. Нереальные вещи ты смотришь реально, а не в каком то «мозговом искажении». Ты знаешь, что такое тяжело и как его преодолеть, так как ты прошел путь от белого до черного пояса. А черный пояс символизирует мудрость, и здесь сочетаются и физическое и духовное как одно целое.

Важна ли для начинающего спортсмена, который заинтересовался киокушин каратэ, серьезная физическая подготовка, выносливость? Или же все это приобретается с опытом?

Беспорно, физподготовка, выносливость и другие качества важны для бойца киокушин каратэ и все это приобретается в процессе тренировок. Все начинается с белого пояса (чистый лист). Это когда у начинающего спортсмена еще не развиты те задатки, которые у него есть и о которых он даже не знает. По -этому постоянные тренировки- все это развивают, и вытаскивают на поверхность массу скрытого потенциала спортсмена.

Говорят, что каратэ – это не просто вид спорта, а еще и стиль жизни. Что с вашей точки зрения является главным – постоянные тренировки, психологический настрой, готовность преодолевать себя или что-то другое?

В самом вопросе заложен ответ. Здесь главное все одно цепляет за другое. Что бы постоянно преодолевать себя в постоянных тренировках нужно постоянно себя ломать психологически. Вроде бы все на словах просто, а на самом деле это тяжелая работа над собой. Соответственно, это становится огромной частью твоей жизни, потому что меняется мышление. Это как «здоровый наркотик» от которого не так просто избавиться. Да и незачем избавляться, потому как ты этим живешь.

Каким образом построена система обучения каратэ? Она одинакова для всех или же есть специфика в подготовке детей и взрослых, мужчин и женщин?

Система обучения одинакова для всех. Единственная разница между детьми и взрослыми это – кондиция (степень физической нагрузки) а вообщем все начинается с изучения простейшей техники, одинаковой во всех стилях каратэ. В особенности каждого стиля вдаваться не буду.

В чем особенность киокушин каратэ? Можно ли назвать эту разновидность каратэ популярной и почему?

Киокушин каратэ достаточно быстро нашел свою популярность по всему миру благодаря своей «реальности», т.е. реальный бой без условностей. В рамках соревнований есть некоторые ограничения. Например, руками бить в голову нельзя, запрещены удары в пах, в спину. Ноги же работают везде, начиная с ног соперника и заканчивая его головой. А особенность киокушин каратэ в том, что мастер Ояма «просеял» многие виды единоборств как без оружия так и с оружием с целью отобрать необходимые элементы для своей системы борьбы, которые обеспечивают требования его школы: силу, стойкость, эффективность.

Говорят , что в киокушин каратэ используются специальные дыхательные упражнения? Что это за упражнения и какова их цель? Когда по-вашему мнению, лучше заниматься каратэ?

Ояма после «просева» оставил два вида дыхания – Ибуки и Ногарэ. Дыхание достаточно важный момент в каратэ, т.к. оно помогает очистить и уравновесить дух и скоординировать движения для пробуждения внутренней энергии КИ. Отрабатывается дыхание в двух «энергетических» ката – Санчин и Тэншо. Первая рассчитана на отработку дыхания и активную медитацию, вторая каша развивает понятие круга и точки.

Какова роль родителей в подготовке будущего каратиста? Они просто должны приводить ребенка на тренировки?

Как и в повседневной жизни. Поддерживать своего ребенка в его начинаниях, тем более если они привели его заниматься каратэ, и еще тем более киокушином. Случаются и ушибы, и синяки. В общем все то, что случается со всеми детьми на улице, в школе, садике, когда не все видят взрослые. В зале это все под контролем. И здесь важно для родителей понимать, что их ребенок начал познавать боевое искусство, а не посещать кружок по сбору гербариев. Никого не хочу оскорблять этим, просто удобно для сравнения. Так что синяки и шишки иногда будут появляться. Один пример из жизни. Привели ко мне двух малышей (брата и сестру, 6 и7 лет). Пообщались с родителями. Объяснил им, что это контактный стиль каратэ, потихоньку будем тренироваться. Тем более дети начали хватать все азы быстро. Через пару месяцев пропали, на звонки не отвечают. Случайно встретил одного из родителей, и на вопрос «что случилось?» услышал сногшибательный аргумент – моего сына специально ударили по ноге. Дальше комментарии не нужны.

Восточные единоборства известны суровым подходом к спортсмену. От него требуется максимальная отдача, самоотречение. Каким образом вы воспитываете эти качества у детей?

Опять же, все последовательно, без надрыва. С небольших нагрузок, показываю, что умею я. В ходе тренировок иногда проходят беседы о старых мастерах, о традициях старых школ. Часто упоминается термин «ОСУ» -его содержание и смысл, когда совсем тяжело, спортсмен стимулирует себя произнося «ОСУ». Предварительно разъясняется, что это такое и как оно работает.

Зачем ваши ученики занимаются каратэ? И какие у них перспективы?

Прежде всего – это здоровье, утверждение уверенности в себе, воспитание характера. Боец, с малых лет, учится преодолевать трудности пока на тренировках. Но придет время когда ему придется столкнуться с трудностями жизни по-настоящему. И здесь пригодится и сильный дух, и воля, и терпение, и чистота ума. А перспектива у всех светлая- как минимум, прославить свое имя в спорте, а максимум – войти в общество достойным человеком, как это предполагает глубокое восточное боевое искусство.

В любой спортивной секции со временем находятся «лишние люди», которые сходят с дистанции. Чего им обычно не хватает? Или это каждый может себе позволить?

Это частое и обязательное явление. Ну, во-первых, самое банальное – ребенок насмотрелся телевизора, пришел на занятие, одел кимоно и подумал, что сейчас он будет, как в телевизоре. Но телевизорная романтика сталкивается с реальностью.  Тут и пропадает желание заниматься. Другие, через какое то время, осознают что им просто лень себя заставлять (иногда тренировки бывают очень тяжелыми). Третьи, в силу своего характера (хитрость, несовместимость с другими), все черты характера очень быстро проявляются. Мнительность – «у меня не получается и я больше не приду». А иногда, проблема в родителях, выше я приводил пример. По большому счету «кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Не такое уж и дорогое это занятие – ковать из себя достойного.

Сегодня часто можно встретить рекламу, в которой обещают научить какому-либо виду боевого искусства. Можно ли доверять такой рекламе и вообще как найти своего тренера?

Действительно, рекламы много. С одной стороны о себе надо заявлять, с другой стороны – что имеется за твоим заявлением. Благо есть интернет, откуда можно вытащить всю информацию о федерации, организации, школе. Это я к тому, что не всякой рекламе можно доверять. Есть такие деятели, которые напридумывают красочных историй и выдают их за действительность, впихивая весь этот бред во все источники информации. Есть один такой «мастер спорта всего» в г.Ильичевске, знаком с ним лично. На самом деле полный «ноль», но с хорошо подвешанным языком. Таких надо уметь вовремя распознать и обойти стороной. Самое верное – зайти на сайт организации, которая вас интересует, посмотреть достижения ее спортсменов, жизнь самой организации, спортлагеря, какие там инструктора и т.п. как долго организация работает. Например, наша организация, берущая начало еще с 1991 года. Работает и развивается по сей день не только в одесской области и Украине, а и в дальнем зарубежье.(опять же, на сайте вся информация). Только в Одессе и области у нас работает 16 клубов.

Как найти своего тренера? Прежде всего, надо лично с ним пообщаться, как минимум. Я думаю «адекватный» тренер не будет в ярких тонах рассказывать какой он и какая супер классная у него организация. Он скажет: – Приводите своего бойца, а там посмотрим. И когда боец будет «расти» под руководством этого тренера, покорять первые спортивные вершины, тогда время само скажет – ученик нашел своего тренера.

ОСУ!

Завдання 3. Прочитайте матеріали про процедуру узгодження інтерв’ю, знайдіть аргументи за та проти цього

Познер назвал Левковича «руконеподаваемым» из-за несогласованного интервью

Ведущий Первого канала Владимир Познер раскритиковал специального корреспондента Rolling Stone Евгения Левковича за публикацию не согласованного с ним интервью. Об этом он сообщил через свой официальный сайт.

Познер заявил, что Левкович взял у него интервью в марте 2013 года, и, несмотря на соответствующую просьбу телеведущего, не прислал текст на согласование. «Таким образом для меня Левкович не только перестал быть журналистом, но стал относиться к разряду тех, кого я называю „руконеподаваемым“», — заявил Познер. Телеведущий также сообщил, что потребовал убрать интервью Левковича со своего официального сайта. Интервью появилось в журнале Rolling Stone 8 апреля.

В комментарии «Ленте.ру» Евгений Левкович подтвердил, что Познер просил прислать ему текст интервью до публикации. «Я не понимаю, почему журналист, у которого есть диктофонная запись, если он ее расшифровывает ответственно и не придумывает никакой отсебятины, почему он должен согласовывать интервью», — заявил Левкович. Журналист пояснил, что, как правило, не присылает интервью на согласование, даже если ньюсмейкеры просят его об этом: «Я делаю это только в том случае, если в интервью содержится какая-то информация, которая может повредить очень важному мне человеку».

Евгений Левкович обратил внимание, что Познер при этом не опроверг какие-либо слова, опубликованные в интервью. Журналист заметил, что Познер может подать в суд, если он недоволен текстом, а также подчеркнул, что телеведущий потребовал убрать интервью со своего сайта, но при этом не обратился с подобной просьбой к редакции Rolling Stone. «У меня уже честно, к сожалению, есть ощущение, что просто человек исполняет. Видимо, начальника его обидели. Это все смешно и обидно», — добавил Левкович.

Владимир Познер на своем сайте отдельно заметил, что встречался с Левковичем еще до скандала с интервью гендиректора Первого канала Константина Эрнста, которое журналист также опубликовал без согласования и со словами, сказанными не под запись. «Люди вправе спросить, как же я даю интервью человеку, о котором я сказал, что он перестал для меня быть журналистом?», — пояснил Познер. Ранее, комментируя публикацию интервью Эрнста, Познер заявил, что если человек нарушает договоренность с ньюсмейкером и публикует слова, сказанные «off the record», он «перестает быть журналистом».

4 апреля Евгений Левкович разместил в своем блоге на сайте «Сноб» расшифровку интервью с Константином Эрнстом, которое он взял для Rolling Stone в 2008 году. По словам Левковича, Эрнсту не понравилась «несколько фривольная интерпретация разговора», и в итоге интервью для журнала взял другой журналист. Однако Левкович решил опубликовать интервью, сочтя содержащуюся в нем информацию общественно значимой. В частности, он опубликовал сказанные Эрнстом не под запись слова о том, что убийство генерального директора ОРТ Владислава Листьева в 1995 году организовал бизнесмен, а ныне сенатор Сергей Лисовский.

Публикация интервью вызвала ожесточенные споры в журналистской среде: одни заявили, что корреспондент RS повел себя неэтично и поставил под удар профессию журналиста, а другие поддержали гражданскую позицию Левковича. Сам Левкович заявил, что давно уже не считает себя журналистом и что журналистская этика в той ситуации, когда его друзей сажают или снимают про них «Анатомии протеста», его волнует мало.

Согласно пункту 3 статьи 49 закона о СМИ, журналист обязан «удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые».

джерело: lenta.ru

Що робити, коли після узгодження інтерв’ю не впізнати

У практиці українського журналу «Бізнес» був випадок, коли він опублікував два інтерв’ю з однією й тою ж особою в одному номері. Перше – версія редакції, друге – версія, сильно змінена спікером-чиновником.

Історій про перекручення/скорочення інтерв’ю в багажі багатьох видань і журналістів знайдеться чимало. Вони складні тим, що виходять за межі питань стандартів та етики, а законодавство не містить чітких рекомендацій щодо процесу узгодження.

Отримавши сильно змінене інтерв’ю, кожна редакція зазвичай чинить по-своєму, виходячи з ситуації. «Телекритика» розпитала журналістів і юристів і систематизувала рекомендації щодо того, як краще діяти в тому чи іншому випадку.

Зазвичай спікери хочуть перечитати текст до його публікації. І, на думку Юрія Рибачука, редактора відділу «Культура і суспільство» тижневика «Коментарі», вони мають на це повне право, адже йдеться про їхній імідж: «Що поробиш – інтерв’ю, на відміну від коментаря, це, на мій погляд, не допит, а великою мірою компромісний жанр».

Усі опитані медійники кажуть, що узгоджують більшість своїх інтерв’ю. Винятки – бліц-інтерв’ю, записані по телефону, й коментарі. Лише окремі видання не узгоджують інтерв’ю принципово. За словами головного редактора Української служби ВВС Ніни Кур’яти, вони не надають інтерв’ю на вичитку, тому що це суперечить принципам ВВС. Аналогічне правило діє в Kiyv post.

Журналісти в деяких випадках самі зацікавлені у звірці матеріалу, оскільки це страховка від фактичних помилок та перекручувань змісту сказаного, вважає головний редактор українського «Коммерсанта» Валерій Калниш. Розмова з ньюзмейкером може тривати по кілька годин, потім це все скорочується і «причісується». У такому випадку узгодження є способом більш точно донести почуту інформацію.

Рішення про звірку інтерв’ю для декого з журналістів залежить від теми. Про узгодження в першу чергу просять спікери вузькоспеціалізованих тем – медичних, технічних. «Якщо це політичне інтерв’ю, в нас майже ніколи не просять його на вичитку», – каже заступник редактора порталу 1.zt.ua Катерина Бистрицька.

Випадки, коли співрозмовник до невпізнанності змінює текст, кожен журналіст сприймає болісно, але реагує по-різному.

Стіл переговорів. Сергій Щербина, журналіст «Української правди», намагається відстоювати вихолощене інтерв’ю, ведучи довгі переговори і переконуючи повернути назад якісь шматки. Каже, що в нього не було випадків, коли не вдавалося домовитися.

Юрій Рибачук змагається зі спікером навіть за мову матеріалу, коли останній «під корінь ріже в тексті всі “людські” репліки, замінюючи їх на канцеляризм»: «Тут доводиться “воювати” за живий текст, переконувати співрозмовника, що яскравих зворотів не треба боятися. Іноді це вдається, іноді доводиться поступитися».

«Ветування». Якщо домовитися зі спікером про повернення первинного смислу інтерв’ю не вдається, опитані журналісти часто відмовляються його публікувати. «Ми не робимо інтерв’ю, коли наші погляди не збігаються з бажаннями ньюзмейкера, – каже Валерій Калниш. За словами журналістів, невихід інтерв’ю трапляється вкрай рідко, частіше «ветуються» короткі коментарі в тілі новин та статей: за дворядкові цитати з викривленим змістом після узгодження в редакціях не воюють.

Викрити спікера. Ще один спосіб – опублікувати переписане або порізане інтерв’ю і при цьому дати зрозуміти читачу про правки спікера, використавши графічні позначки. Валерій Калниш згадує практику, коли видалені співбесідником шматки тексту замінялися порожніми місцями: «Просто ставили свої питання і не ставили їхні відповіді».

Сергій Щербина каже, що в «Українській правді» замість пропущених фраз вставляли три крапки, щоб для читача було видно, що текст видалено. Крім того, журналісти використовують врізи для пояснення читачу, де й у чому спікером було змінено текст.

Санкції. Проти недобросовісних ньюзмейкерів можна застосувати санкції. «Якщо в якийсь момент вийшло так, що ньюзмейкер відмовився узгоджувати, – нехай. Але, звісно, після цього шансів у цієї людини, що він з’явиться в газеті в якості автора якогось великого інтерв’ю, – мало, – розповідає Валерій Калниш, – Ми уже з побоюванням будемо ставитися до цієї людини. Така практика буває один раз». Журналіст рекомендує шукати інших способів донести інформацію, отриману під час так і не узгодженого інтерв’ю. Адже головне – не «пропихнути» на шпальту конкретну особу, а дати читачу інформацію, якою ця особа володіє.

Медіаюрист В’ячеслав Якубенко нагадує, що, згідно із законом «Про авторське право і суміжні права», інтерв’ювована особа є співавтором інтерв’ю й має право вимагати вичитати текст і, зокрема, внести необхідні правки. Якщо особа звернулася з такою вимогою, то автор інтерв’ю зобов’язаний надати відповідну можливість. Якщо вимоги не було, журналіст не повинен з власної ініціативи пересилати текст інтерв’ювованій особі для узгодження.

Якщо журналіст знехтував узгодженням, незважаючи на прохання спікера, рівень відповідальності буде залежати від статусу самої особи, змісту інтерв’ю, рівня підготовки адвокатів цієї особи. Йдеться насамперед про відшкодування завданої моральної шкоди, якщо інтерв’ювована особа доведе, що поширено невідповідну інформацію, відомості, яких вона не казала. «В даному разі сума завданої моральної шкоди не регламентується жодним нормативним актом. Враховується дуже багато різних складових, зокрема, зміст і характеристика інтерв’ю, рівень в суспільстві самої інтерв’ювованої особи і можлива завдана шкода з оточуючими, членами сім’ї, колег і багато чого іншого», – каже В’ячеслав Якубенко.

Крім того, закон не містить жодних визначень чи критеріїв інтерв’ю. Журналіст може доводити, що інтерв’ю – це лише ті матеріали, які складаються виключно з запитань кореспондента і відповідей однієї особи (вилучаючи таким чином зі списку коментарі фахівців та опитування громадян на вулиці).

Щодо чиновників та політиків, у випадку повідомлення ними інформації, яка стосується їхніх службових обов’язків, журналісти можуть доводити, що за своєю формою це є не інтерв’ю, а надання офіційної інформації відповідно до закону про пресу, закону про інформацію, закону про доступ до публічної інформації.

джерело: telekritika.ua

Почему не нужно давать интервью на вычитку. Заключение юриста
Вадим Медведев, юрист компании «Улисс»
Статья 13.3 Закона об авторском праве предусматривает, что журналист и интервьюируемый являются соавторами интервью, а интервью не может быть напечатано без согласия интервьюируемого. Однако данное положение не стоит рассматривать как обязывающее журналиста согласовывать текст интервью перед его публикацией, исходя из следующих соображений:
1. Буквальное толкование статьи 13.3 Закона об авторском праве предусматривает, что интервью не может быть напечатано без согласия интервьюируемого на публикацию. То есть, интервьюируемый может либо согласиться, либо не согласиться на публикацию интервью. Согласие интервьюируемого на публикацию… прямо не предусматривает права интервьюируемого пересмотреть и изменить текст интервью.
2. Целью статьи 13.3 Закона «Об авторском праве» является предоставление определённой защиты утверждениям интервьюируемого от искажения и неправомерного использования. Таким образом, данная цель отличается от общей цели защиты объектов авторского права. На наш взгляд, из этого следует предоставление другого объема защиты авторских прав, определяемого в соответствии с целью такой защиты. В отношении юридической защиты интервью, интервьюируемый будет иметь неимущественные права, предусмотренные статьей 14 Закона об авторском праве. Данное положение следует из особенности процесса «создания» интервью.
3. Будучи, прежде всего, инструментом выражения взглядов и сбора новостей, интервью отличается от литературных произведений и других объектов, защищаемых авторским правом. Интервью не может быть отредактировано и переписано интервьюируемым как рассказ, оно должно обеспечивать общественность релевантной информацией, которой владеет интервьюируемый, либо мыслями, которыми он делится с журналистом при обычных обстоятельствах. Таким образом, предоставление права редактирования интервью интервьюируемому нарушит саму цель процесса проведения интервью.
4. Положения Закона об авторском праве не должны ущемлять основоположные права и свободы, защищаемые Конституцией Украины № 254к/96-ВР от 28 июня 1996 года («Конституция») и Европейской конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод («Европейская конвенция»), одной из которых является свобода слова.
5. В соответствии со статьей 10.2 Европейской конвенции, осуществление охраняемых свобод, поскольку оно неразделимо связано с обязанностями и ответственностью, может подвергаться ограничениям, установленным законом и необходимым в демократическом обществе для достижения законных целей. В судебной практике Европейского суда по правам человека установлено: «Сообщение новостей на основании интервью, отредактированных или нет, являет собой одно из самых важных средств, посредством которых пресса может исполнять ключевую роль “общественного сторожа”» (Jersild v. Denmark, 23 сентября 1994 года, §31, Series A no. 298). Таким образом, интервью подлежит защите в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции.
6. Европейский суд по правам человека в своих решениях отметил, что:
– «Как таковое не допустимо требование к журналисту воздерживаться от опубликования информации на темы, вызывающие
общественный интерес, без веских причин, связанных с интересами общества или защитой прав других лиц» (Editions Plon v. France, no. 58148/00, §44, ECHR 2004 IV);
– требование получения журналистом предварительного согласия на публикацию интервью «не может считаться совместимым с принципами демократического общества и со значимостью, которую приобретает свобода слова в условиях такого общества» (Wizerkaniuk v. Poland, no. 18990/05, §84, ECHR 2011 IV).
7. В соответствии со статьей 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» №3477-IV от 23 февраля 2006 года, суды Украины должны применять решения Европейского суда по правам человека как источник права в Украине. Данное требование отметил также Верховный Суд Украины в пункте 2 Постановления Пленума «О судебной практике в делах о защите чести и достоинства физических лиц а также деловой репутации физических и юридических лиц» №1 от 27 февраля 2009 года. Согласно статье 19 Закона Украины «О международных договорах Украины» №1906-IV от 29 января 2004 года в случае, если положения международных договоров противоречат положениям национального законодательства Украины, применяться должны положения международного договора. Таким образом, несмотря на положения Закона об авторском праве, применяться должны требования, предусмотренные Европейской конвенцией и судебной практикой Европейского суда по правам человека.
Заключение
Интервью, содержащие любую информацию по вопросам, вызывающим общественный интерес, являются формами выражения взглядов и убеждений, защищёнными Европейской конвенцией. Таким образом, недопустимо требовать от журналиста откладывать публикацию таких интервью или же ставить публикацию в зависимость от согласия интервьюируемого.
Данное правило также должно применяться к интервью всех государственных деятелей, поскольку такая информация вызывает особый интерес общественности.
Даже если интервью и не содержит информацию, имеющую важное для общества значение, интервьюируемый не имеет права пересматривать и редактировать текст интервью. В свою очередь текст интервью не должен быть согласован или утвержден интервьюируемым. В данном случае единственным правом, которое имеет интервьюируемый, является право безоговорочного запрета публикации интервью.
При этом, в случае отсутствия такого запрета, интервью может быть напечатано, а текст не подлежит утверждению со стороны интервьюируемого. Стоит помнить в то же время, что журналист несёт ответственность за достоверность изложения информации и мнений, полученных во время интервью.

Завдання 4. Прочитайте поради журналістам початківцям щодо інтерв’ю. Чи погоджуєтесь ви з ними?
7 запитань, які не варто ставити в інтерв’ю
А якщо вже поставили, то, принаймні, не варто публікувати.
Загальні правила створення вдалого інтерв’ю — прийти на нього обізнаним, прагнути бути оригінальним і уникати закритих запитань, а також банальних, неетичних і дурних.
1. Які ваші творчі плани? (банальне запитання радянської епохи.)
2. Як з’явилася ідея створення Х? (про це спитати можна, але включати в текст інтерв’ю питання у такій формі доцільно лише тоді, коли Х — щось дійсно оригінальне, новаторське настільки, що читачеві буде цікавим хід думок автора).
3. Чи погоджуєтеся з критиками, які вважають Х вашою невдачею? (навіть якщо об’єктивно проект став провалом, навряд чи автор схоче це визнавати і у відповіді виглядатиме або пихатим, або приниженим).
4. Чому ваш гурт/фільм/компанія/товар має таку назву? (аналогічно п.2).
5. З якою історичною особою ви хотіли б зустрітися? Які три книги ви взяли б із собою на незалюднений острів? Якою твариною ви хотіли б бути? (ці та інші кліше доречні лише в двох випадках – якщо ви працюєте в глянці для невибагливої аудиторії та якщо ви берете інтерв’ю у нової зірки, яку про це ще ніхто не питав).
6. Чи вважаєте ви, що [Х]? (завжди краще ставити відкриті запитання, в іншому разі ви ризикуєте наразитися на відповідь «так» чи «ні».
7. Хто живе всередині вас, окрім художника/музиканта/директора компанії/…? (це й подібні ліричні формулювання — занадто ліричні для журналістського тексту і виглядають щонайменше дивно).
7 порад інтерв’юєру-початківцю
Підготовка, підготовка, підготовка і ще дещо.
1. Майте напоготові кілька місць у різних районах вашого міста, де можна взяти інтерв’ю. Ідеальне – середнього цінового сегменту кафе, яке розташоване неподалік метро і де нема музики чи можна попросити офіціанта її вимкнути. Ситуація, коли на запису неможливо розібрати частину слів, неприємна для обох сторін.
2. Знайте, де в вашому телефоні диктофон на випадок, якщо основний відмовить. Завжди перевіряйте батарейки перед інтерв’ю.
3. Дайте співрозмовнику можливість вибрати місце розмови самому. У своєму офісі чи у залі для курців, якщо він палить, він почуватиметься впевненіше і розкаже більше, ніж у вашому офісі чи там, де палити не можна.
4. Прочитайте все, що знайдете про вашого інтерв’юйованого. Намагайтеся не повторювати питання з уже надрукованих бесід із ним, не ставте йому банальні питання типу «які ваші творчі плани» , не варто придумувати і загадкові на кшталт «а хто ще живе всередині вас, окрім митця». Тримайтеся конкретики і формулюйте питання так, щоб отримати на виході свіжу думку, і тоді читачеві буде цікаво.
5. Не розшифровуйте інтерв’ю дослівно. Екання і бекання так званого підстрочника припустимо публікувати лише у виняткових ситуаціях для підкреслення емоційності, наприклад, коли це останні слова важко пораненого. Решту інтерв’ю треба переформульовувати, викидаючи повтори і корегуючи розмовний стиль.
6. Не бійтеся писати питання, яких ви не ставили, але які розкрив співрозмовник в інтерв’ю. Бачити суцільний монолог, навіть якщо в ньому багато цікавого, читачеві дещо несподівано. Краще переривати такий монолог питаннями щопівсторінки тексту.
7. Віддавайте літредакторові оброблений текст (не підстрочник) до того, як слати інтерв’ю на погодження. Герою буде неприємно, якщо виявиться, що в нього брала коментарі неграмотна чи неуважна людина. Деякі герої навіть витрачають свій час, виправляючи помилки, щоб текст не пішов у публікацію в такому вигляді.