Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
Классический инструмент Индии играет лучший джаз Одессы

Виталий Ткачук — лучший джазовый гитарист в городе, знакомый с «The Beatles» через одно рукопожатие и загадочное слово «бансури».

Из одесского сентября неизменно «сочится» джаз. Так его называют, но задумывались ли вы, что на самом деле происходит за рядом этих простых букв и стереотипной картинкой саксофона?

Виталий Ткачук, одесский музыкант и композитор, изучал джазовую гитару в Берлинской высшей школе музыки имени Ханса Эйслера, но, как оказалось, опыт обучения в самом Берлине — не то, что сделало его превосходным музыкантом. «Обучение в то время (это были 2002-2003 годы) очень сильно отличалось от нашего, можно наверное сказать, джазу там учили по американской методике. Но Берлинская высшая школа музыки имени Ханса Айслера, несмотря на отличные методики и прекрасных педагогов, мне ничего нового не дала, зато много дали джем-сейшны, небольшие камерные концерты-импровизации, которых в этом городе много. Самое полезное обучение происходило на них».

Так, говоря о нашем одесском фестивале джаза, большая часть программы которого проходит, как известно, в стенах филармонии, Виталий отмечает: «Хотелось бы больше таких вот камерных концертов, к примеру, в таких заведениях с хорошей акустикой, как Urban music hall, — по мнению музыканта, это именно то, что поможет развитию данного течения и музыкантов, которые не едут учиться в Берлин и играть на “джем-сейшнах”. — Я считаю, что зал филармонии, в силу своего акустического несовершенства, не очень подходит для исполнения джаза. Ну и, конечно же, хочется большей поддержки властей и меценатов, чтобы организаторы могли пригласить настоящих звезд».

Сам гитарист увлекся музыкой только в 14 лет, тогда он стал посещать уроки гитары в родном городе, Кривом Роге: «Это было время бегунов — молодежных группировок, которые устраивали разборки и убивали друг друга на многочисленных пустырях городах. Я думаю, гитарные курсы моего педагога Василия Клейна, спасли многих. В то время молодым людям некуда было приложить свою творческую и физическую силу. Помню, что Клейн охотно делал переложения для гитары песен Цоя, Битлз и других для тех учеников, которые неохотно играли классику».

Музыкант рассказывает, что в гитаре ему всегда не хватало звука, который может дать духовой инструмент, и в его поисках он пришел к служению и бансури: «Я с детства люблю “The Beatles”, и вот однажды, попав в Индию (а они тоже увлекались этой культурой очень серьезно, Джордж Харрисон брал уроки ситара — сложного индийского струнного инструмента!) я заинтересовался этой музыкой. Я знал, что она не так проста. Мы зашли в магазин в Варанаси, и я увидел бансури, классическую индийскую флейту».

Взяв пару уроков там же, в Варанаси, Виталий поддерживал связь с одним индийским флейтистом и дома. И вот однажды тот пригласил его на обучение в Индию, где в течение многих дней музыкант готовил завтрак человеку, игравшему с «Битлз»: «Харипрасад Чаурасия — один из самых уважаемых музыкантов Индии. Волей случая я попал в удивительную древнюю индийскую систему обучения: ученик приходит к учителю, и если тот его принимает, то ученик живет в доме, прислуживает учителю, готовит ему кушать и занимается вместе с ним. Система носит название Гуру-шишья парампара, и в наши дни она вымирает. Она существовала тогда, когда лучшие музыканты получали поддержку от правителей и ни в чем не нуждались, поэтому могли себе позволить передавать свое мастерство ученикам в обмен на их служение, без участия денег. Сейчас эта система очень редко встречается даже в Индии. В школе моего гуру Харипрасада Чаурасии эта система несколько модернизирована: если ученик принимался на учебу, он должен был положить на счет школы определенную сумму, которая ему возвращалась по прошествии 3-х лет обучения, если он показывал себя преданным учеником и не нарушал условий обучения и проживания (которые близки к монашеским). Если же ученик был нерадив и изгонялся из школы, то сумма оставалась на счету школы. Ну и, конечно же, без поддержки правительства и меценатов эта школа тоже не смогла бы существовать».

Пройдя обучение, сейчас в Одессе Виталий также берет учеников, если они уже достигли определенной степени мастерства, когда объяснять им основы нет необходимости, а можно учить непосредственно музыке. К сожалению, что касается бансури, то у нас людей, которые действительно решаются освоить этот сложный инструмент очень мало: «Освоить бансури невозможно без полной преданности и отдачи своих сил, терпения и времени. В Индии, в школе моего учителя, это было легко, потому что он находился рядом и вдохновлял своей личностью и своими занятиями, которые он не прекращает, хотя ему уже за 80 лет. Все ученики занимались буквально с утра до ночи. Это при том, что по окончании учебы ты не получал никакого сертификата, да и для многих не было никакого окончания учебы. Я встречал людей, которые учились у гуруджи по 10 лет и больше, и буквально становились членами его семьи. Моя церковь — это музыка, а моя молитваэто игра на бансури, — так он часто говорил».

Музыкант делиться — нет и дня, когда он не берет в руки инструмент, и утверждает: «Музыка помогает мне совершенствоваться как человеку, поэтому это хорошее занятие, чтобы посвятить ему всю жизнь».

Полина Бублий

Поділитися:
Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on pinterest
Pinterest

Логотипи студентських редакцій:

Соціальні мережі
Інші публікації

Знайомство з факультетом журналістики, реклами та видавничої справи в онлайн-форматі

Є така весняна традиція на факультеті журналістики, реклами та видавничої справи – запрошувати на зустріч абітурієнтів. От і цього разу 27 березня 2021 року відбувся День відкритих дверей, щоправда, в онлайн-форматі на платформі Zoom. У зустрічі взяли участь декан факультету Олена Андріївна Іванова, заступник декана з навчальної роботи Інна Валеріївна Лакомська, старші викладачі Сергій Володимирович Азєєв та Аліна Олегівна Червінчук.

Факультет журналістики, реклами та видавничої справи Одеського національного університету імені І. І. Мечникова оголошує про проведення конкурсу студентських журналістських робіт на тему «Права людини в медіа: від розуміння до змін»

До участі у конкурсі запрошуються студенти І, ІІ, ІІІ та ІV курсів факультету журналістики, реклами та видавничої справи ОНУ імені І.І. Мечникова, які створюють власний

Студентські газети – результат колективної роботи майбутніх журналістів

На факультеті журналістики, реклами та видавничої справи викладають дисципліну, що направлена на відточення студентами практичних навичок володіння словом, – журналістську майстерність. На цих заняттях студенти

Осінь по-карпатськи

Карпати – багата культурна історія, збирання ягід та грибів, катання на лижах і сноуборді, риболовля, купання в гірських річках і просто естетична насолода краєвидами. Ми