Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
«Правда за Одессу»: мониторинг издания
  1. Общая характеристика издания.

«Правда за Одессу» – бесплатный общественно-политический еженедельник. Распространяется по адресной подписке. Тираж – 100500 экземпляров. Формат – А3. Количество страниц – 12, фиксировано. 8-10 страницы – телепрограмма, 12 страница – кроссворд, гороскоп и анекдоты.

Газета основана 13.03.2017, учредитель и главный редактор Муха Дмитрий Васильевич, издатель – ФЛП Муха Дмитрий Васильевич.

Это – официально. Но если обратить внимание на количество упоминаний об Оппозиционном блоке и депутате Одесского облсовета Викторе Баранском, то можно прийти к другим выводам. Виктор Баранский – главный, а зачастую и единственный «эксперт», у которого берут комментарий журналисты, и материалы с признаками скрытой рекламы о нем публикуются – по несколько штук на номер.

В газете все материалы на русском языке. Цветная только первая и 6-7 страницы (разворот), остальные – черно-белые. Ориентирована на жителей Одессы, скорее всего, пенсионного возраста. Хотя при этом несколько раз касается вопросов школьного образования.

Для проекта изучались номера газеты «Правда за Одессу» № 10 (51) (19-25 марта 2018), № 14 (55) (1-22 апреля 2018) и №, 16 (57) (30 апреля – 6 мая 2018), а также сайт.

  1. Анализ редакционной политики.

Газета позиционирует себя как общественно-политическую, и на первый взгляд соответствует заданному формату. Чёткой рубрикации нет, но определённые тенденции можно отследить.

Первые две страницы ориентированы на всеукраинские события – на этих полосах обычно публикуются материалы, оформленные как аналитические, где объясняется и преподносится только мысль Виктора Баранского по поводу действий власти. Сугубо негативная, разумеется. Такой подход в целом характерен для «Правды за Одессу».

Также на первой полосе могут оказаться важные одесские события, если в них фигурирует Оппозиционный блок. (№ 14, «Одесса отпраздновала день освобождения города» – как Оппозиционный блок принимал участие в этом)

Третья страница посвящена проблемам Одессы, в которых, опять же, виновата нынешняя власть. Не мэрия и не облсовет, а президент.

Кроме того, именно на второй и третьей страницах публикуют колонки со статистикой – опять же негативной; и действительно полезные для одесситов данные вроде того как изменится работа транспорта в день Проводов. Да, вот только газета выходит на следующий день после них.

Четвертая полоса поделена на две части – в одной традиционно присутствует материал про благотворительные инициативы – фонда «За Одессу», например. Кроме фонда самого Баранского на страницах несколько раз упоминается благотворительный фонд «Богатырь». Вторая половина полосы обычно рассказывает, опять же, о проблемах в Одессе. Или же полностью посвящают полосу актуальным вопросам – о ВНО, например.

Пятая страница – вся или почти вся – историческая. Идея хорошая, но публикуют журналисты или сухую хронику в духе Википедии (№ 14), или подбирают не самые социально важные аспекты истории, как про мальчика, которого назвали Остап в честь Бендера, а он не оценил жеста родителей (№10, «Такой одесский Остап: почти невероятная история»).

Внутренний цветной разворот два из трёх раз полностью отдают под репортажи о концертах, устроенных фондом Баранского – с множеством фотографий его самого крупным планом.

Хорошие новости только эти – и спортивные достижения одесситов на 11 странице.

Вариантов решения проблем редакция обычно не даёт. Виктор Баранский – тоже. Эксклюзива в газете почти нет, если не считать за него «джинсу» с концертов – но все же попадаются короткие материалы, где журналисты работали сами (№16, интервью с Владимиром Фроловым и заметка «Три кота и один мечтатель» – про новые скульптуры).

Обратная связь с читателями: в №14 опубликовали приглашение на встречу с читателями, где обещали собирать рассказы об Одессе и публиковать в следующих номерах. В №16 «читательских» материалов нет.

  1. Соблюдение стандартов.

Полнота. Игнорируется. Ни в новостях, ни в «аналитике», нет чёткого ответа на вопрос «когда» что-то происходило. Проблемы есть и с ответами на «Кто», «Где» и «Как». Пример: «В Кабмине предложили строить частные крематории» (№16) – в тексте не обозначается – когда, где и кому было сделано объявление, в материале просто осуждается эта идея.

Социальная важность. Чаще всего темы журналисты выбирают важные (миграция из Украины, новые законы), но, во-первых, подают их однобоко и узко, а во-вторых – это всеукраинские вопросы. Материалы об Одессе это либо спорт, либо джинса, либо какие-то малозначительные события (№10, «Такой одесский Остап: почти невероятная история»).

Достоверность. В газете либо пресс-релизы, либо Виктор Баранский, которого обильно цитируют. Встречается формулировка «по мнению экспертов» или «Довольными от посещения [концерта Баранского] остались все». Статистика подаётся без каких-либо сравнений с прошлыми годами или анализа. Не всегда поясняют, откуда данные.

Баланс мнений. Для редакции существует только мнение Виктора Баранского. Пример – любой материал, касающийся политических проблем. Исключение – материал об атомной энергии, оформленный в виде дискуссии её симпатиков и противников. И то вопрос, откуда они взяли  такие детальные формулировки – общались ли журналисты с кем-то или просто написали своё мнение – неизвестно.

Точность. Субъективные суждения подаются журналистами как истина. Встречается приём, когда они цитируют Баранского, переходят на косвенную речь – и, кажется, что это слова журналиста, а потом в конце предложения выясняется, что нет. Задают тональность в заголовке или лиде, используя формулировки в духе «давление на малый бизнес», «новая выходка националистов». В текстах тоже открыто становятся на одну позицию, пренебрегая этикой: так, в №16, «Одесса накануне дня победы: новая выходка националистов» о Саакашвили пишут, что «единственное, чем запомнился горожанам, кроме постоянных истерик – поголовным переименованием улиц».

Оперативность. Еженедельному изданию трудно придерживаться этого стандарта, и тем сложнее оценить его из-за того, что в газете не пишут, когда произошли освещаемые события. Вместо этого редакция использует формулировки «На днях», «На этой неделе», «Накануне». Только в случае с уже упомянутым текстом «Одесса накануне дня победы: новая выходка националистов» назвали дату – вероятно, потому что речь шла об «акте вандализма» над приёмной Баранского.

Отделение фактов от комментариев. Игнорируется из-за высокого количества заказных материалов и желания редакции высказывать позицию обо всех темах. Эмоционально окрашенные фразы зачастую идут раньше, чем факты или цифры, как например в №10, «Маниловщина? Нет – Гроймановщина!», где характерен не только заголовок, но и вводные абзацы. «Однако если снять розовые очки и посмотреть на украинские реалии объективно, картина получается мрачная, если не сказать трагичная». Тот же номер, материал «Страна массовой эвакуации: куда и почему бегут украинцы», по мнению редакции, уехать на заработки в другую страну – «это единственный реальный шанс выжить».

В материале «В Кабмине предложили строить частные крематории»: лид – «В Кабинете министров сделали очередное громкое заявление»; и вывод – «Вот такая невесёлая история получается. Даже умереть нормальному бедному украинцу не дают!»

  1. Ведущие тематические линии.

Материалы на первой полосе – важные вопросы политической жизни всей Украины (вера, новая модель экономики) или как минимум главные события в Одессе (10 апреля). Без подписи автора, значит, выражают мнение редакции – а поскольку там приводят мнение только Оппозиционного блока, конкретно – Баранского – позиция издания понятна.

Основные темы: о проблемах на всеукраинском уровне и в Одессе – по вине действующей власти и нынешних министров. И о работе фонда Баранского. Плюс спорт.

Используют любые инфоповоды, чтобы негативно отозваться о Кабмине. Так, в №16 материал «Маразм крепчает: Супрун выдала новые инструкции» из её твита – о гендерном вопросе, а не медицинском – развернули материал на треть полосы о том, как «чиновники от медицины делают своё чёрное дело», и из-за таких как Супрун «здравоохранение разрушается до основания».

  1. Жанры.

Развёрнутые заметки. Статистика небольшими блоками. Корреспонденция и репортажи – последние обычно связаны с культурными событиями в городе.

Также публикуются некрологи и исторические хроники, анекдоты, гороскопы.

  1. Дизайн.

Газета черно-белая, за исключением первой полосы и внутреннего разворота. Выходит в формате А3. Первая полоса чаще всего стабильная: одна большая фотография с заголовком поверх, один материал; а справа треть полосы занимает второй материал на голубой плашке. Другой вариант верстки первой полосы – один материал и множество фотографий.

Внизу первой полосы всегда поданы анонсы к материалам в номере с указанием страницы – это удобно.

Логотип оформлен таким образом, что «за Одессу» видно плохо, так что при мимолётном взгляде можно спутать с другой «Правдой».

Заметно, что у редакции есть шаблон вёрстки полос, но придерживаются его нестрого. Колонок чаще всего три. Хорошо то, что материалы чётко разделены горизонтальными, и, при необходимости, вертикальными линиями или плашками – это упрощает ориентацию на странице.

Шрифт в целом читабельный, но кегль меняется в зависимости от наполненности полосы, иногда даже в одном материале. Заголовочный шрифт иногда заметно сжимается верстальщиком.

Врезки хорошо заметны, но разрывают абзацы посередине, отвлекая читателя.

Фото не привлекают внимание, но и не отвлекают. Некоторые явно взяты из гугла для иллюстрирования. В материалах о Супрун позволяют себе использовать карикатуры без указания авторства и неудачные фото самой Супрун, которые к тому же «редактируются» в Фотошопе.

Особенно важные части развёрстанных на всю полосу заголовков выделяют плашками.

  1. Рекламная политика

В блоке с выходными данными редакция прописывает, что рекламные материалы отмечаются специальным знаком, но за три номера таких пометок обнаружено не было. А заказные материалы были.

На развороте с телепрограммой стабильно присутствует блок с информацией о работе общественной приёмной Виктора Баранского: часы приёма, телефон, адрес и направление деятельности.

Также в конце каждого материала на 6-7 странице про концерты от его фонда публикуется полная ссылка на фэйсбук и даже QRкод для перехода.

Один раз разместили материал о бесплатной программе обучения пенсионеров «Университет третьего возраста». Выглядит как рекламный текст – перечисление дисциплин, формулировки «занять себя и жить не только интересно, но и с пользой» и указание всех адресов и телефонов, где можно «подробнее узнать о новом наборе».

С одной стороны – это можно объяснить тем, что газета (и особенно объявление) рассчитана на пенсионеров, и не все могут получить больше информации через интернет. С другой – это не помешало им на следующей же странице дать ссылку на фэйсбук Баранского. Так что будем считать, что это тоже реклама.

  1. Сйт издания

Слева колонка новостей, справа всегда – погода, курс валют, анонсы мероприятий в Одессе и опрос от редакции. Полезно.

Рубрики:

Новости – около 30 в день. Если перейти на их страницу, слева будет колонка с публикациями.

Статьи – те же, что и в газете.

Лента соцсетей – копируют посты из фэйсбука тех, кто для редакции  – лидеры мнений. Все посты – против нынешней власти, о негативе и каких-то проблемах в Украине и Одессе. Больше всего цитируют Баранского и Виталия Саутенкова – тоже представителя Оппозиционного блока. Идея подобной рубрики хороша, в ней можно собирать мнения и истории одесситов, но в той форме, которая используется сейчас на сайте, это просто ещё один механизм манипуляции. Нет никакого баланса в выборе источников.

Спорт – важная рубрика для регионального издания. Обновляется регулярно. Больше материалов, чем в газете.

Видео – опять же, перепост чужих видео. Источники – другие СМИ, жители Одессы, активисты, государственные структуры. Источник в самом описании не отмечают, необходимо самому переходить на Ютуб, чтобы узнать, чьё это видео. Обновляется редко, их всего три страницы.

Анонсы – полезная рубрика, позволяет ориентироваться в культурной жизни города. Редакция обращает внимание на культурные, спортивные и обучающие мероприятия, платные и бесплатные.

И контакты – телефон и возможность написать редакции.

Под разные размеры окна браузера подстраивается плохо, читать возможно только в полноэкранном режиме.

Никакой информации о владельце и редакции нет – трудно доверять такому скрытному коллективу.

Катерина Ивах

Поділитися:
Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on pinterest
Pinterest

Логотипи студентських редакцій:

Соціальні мережі
Інші публікації

Знайомство з факультетом журналістики, реклами та видавничої справи в онлайн-форматі

Є така весняна традиція на факультеті журналістики, реклами та видавничої справи – запрошувати на зустріч абітурієнтів. От і цього разу 27 березня 2021 року відбувся День відкритих дверей, щоправда, в онлайн-форматі на платформі Zoom. У зустрічі взяли участь декан факультету Олена Андріївна Іванова, заступник декана з навчальної роботи Інна Валеріївна Лакомська, старші викладачі Сергій Володимирович Азєєв та Аліна Олегівна Червінчук.

Факультет журналістики, реклами та видавничої справи Одеського національного університету імені І. І. Мечникова оголошує про проведення конкурсу студентських журналістських робіт на тему «Права людини в медіа: від розуміння до змін»

До участі у конкурсі запрошуються студенти І, ІІ, ІІІ та ІV курсів факультету журналістики, реклами та видавничої справи ОНУ імені І.І. Мечникова, які створюють власний

Студентські газети – результат колективної роботи майбутніх журналістів

На факультеті журналістики, реклами та видавничої справи викладають дисципліну, що направлена на відточення студентами практичних навичок володіння словом, – журналістську майстерність. На цих заняттях студенти

Осінь по-карпатськи

Карпати – багата культурна історія, збирання ягід та грибів, катання на лижах і сноуборді, риболовля, купання в гірських річках і просто естетична насолода краєвидами. Ми