Одеський національний університет імені І. І. Мечникова

«Правда за Одессу»: мониторинг издания

  1. Общая характеристика издания.

«Правда за Одессу» – бесплатный общественно-политический еженедельник. Распространяется по адресной подписке. Тираж – 100500 экземпляров. Формат – А3. Количество страниц – 12, фиксировано. 8-10 страницы – телепрограмма, 12 страница – кроссворд, гороскоп и анекдоты.

Газета основана 13.03.2017, учредитель и главный редактор Муха Дмитрий Васильевич, издатель – ФЛП Муха Дмитрий Васильевич.

Это – официально. Но если обратить внимание на количество упоминаний об Оппозиционном блоке и депутате Одесского облсовета Викторе Баранском, то можно прийти к другим выводам. Виктор Баранский – главный, а зачастую и единственный «эксперт», у которого берут комментарий журналисты, и материалы с признаками скрытой рекламы о нем публикуются – по несколько штук на номер.

В газете все материалы на русском языке. Цветная только первая и 6-7 страницы (разворот), остальные – черно-белые. Ориентирована на жителей Одессы, скорее всего, пенсионного возраста. Хотя при этом несколько раз касается вопросов школьного образования.

Для проекта изучались номера газеты «Правда за Одессу» № 10 (51) (19-25 марта 2018), № 14 (55) (1-22 апреля 2018) и №, 16 (57) (30 апреля – 6 мая 2018), а также сайт.

  1. Анализ редакционной политики.

Газета позиционирует себя как общественно-политическую, и на первый взгляд соответствует заданному формату. Чёткой рубрикации нет, но определённые тенденции можно отследить.

Первые две страницы ориентированы на всеукраинские события – на этих полосах обычно публикуются материалы, оформленные как аналитические, где объясняется и преподносится только мысль Виктора Баранского по поводу действий власти. Сугубо негативная, разумеется. Такой подход в целом характерен для «Правды за Одессу».

Также на первой полосе могут оказаться важные одесские события, если в них фигурирует Оппозиционный блок. (№ 14, «Одесса отпраздновала день освобождения города» – как Оппозиционный блок принимал участие в этом)

Третья страница посвящена проблемам Одессы, в которых, опять же, виновата нынешняя власть. Не мэрия и не облсовет, а президент.

Кроме того, именно на второй и третьей страницах публикуют колонки со статистикой – опять же негативной; и действительно полезные для одесситов данные вроде того как изменится работа транспорта в день Проводов. Да, вот только газета выходит на следующий день после них.

Четвертая полоса поделена на две части – в одной традиционно присутствует материал про благотворительные инициативы – фонда «За Одессу», например. Кроме фонда самого Баранского на страницах несколько раз упоминается благотворительный фонд «Богатырь». Вторая половина полосы обычно рассказывает, опять же, о проблемах в Одессе. Или же полностью посвящают полосу актуальным вопросам – о ВНО, например.

Пятая страница – вся или почти вся – историческая. Идея хорошая, но публикуют журналисты или сухую хронику в духе Википедии (№ 14), или подбирают не самые социально важные аспекты истории, как про мальчика, которого назвали Остап в честь Бендера, а он не оценил жеста родителей (№10, «Такой одесский Остап: почти невероятная история»).

Внутренний цветной разворот два из трёх раз полностью отдают под репортажи о концертах, устроенных фондом Баранского – с множеством фотографий его самого крупным планом.

Хорошие новости только эти – и спортивные достижения одесситов на 11 странице.

Вариантов решения проблем редакция обычно не даёт. Виктор Баранский – тоже. Эксклюзива в газете почти нет, если не считать за него «джинсу» с концертов – но все же попадаются короткие материалы, где журналисты работали сами (№16, интервью с Владимиром Фроловым и заметка «Три кота и один мечтатель» – про новые скульптуры).

Обратная связь с читателями: в №14 опубликовали приглашение на встречу с читателями, где обещали собирать рассказы об Одессе и публиковать в следующих номерах. В №16 «читательских» материалов нет.

  1. Соблюдение стандартов.

Полнота. Игнорируется. Ни в новостях, ни в «аналитике», нет чёткого ответа на вопрос «когда» что-то происходило. Проблемы есть и с ответами на «Кто», «Где» и «Как». Пример: «В Кабмине предложили строить частные крематории» (№16) – в тексте не обозначается – когда, где и кому было сделано объявление, в материале просто осуждается эта идея.

Социальная важность. Чаще всего темы журналисты выбирают важные (миграция из Украины, новые законы), но, во-первых, подают их однобоко и узко, а во-вторых – это всеукраинские вопросы. Материалы об Одессе это либо спорт, либо джинса, либо какие-то малозначительные события (№10, «Такой одесский Остап: почти невероятная история»).

Достоверность. В газете либо пресс-релизы, либо Виктор Баранский, которого обильно цитируют. Встречается формулировка «по мнению экспертов» или «Довольными от посещения [концерта Баранского] остались все». Статистика подаётся без каких-либо сравнений с прошлыми годами или анализа. Не всегда поясняют, откуда данные.

Баланс мнений. Для редакции существует только мнение Виктора Баранского. Пример – любой материал, касающийся политических проблем. Исключение – материал об атомной энергии, оформленный в виде дискуссии её симпатиков и противников. И то вопрос, откуда они взяли  такие детальные формулировки – общались ли журналисты с кем-то или просто написали своё мнение – неизвестно.

Точность. Субъективные суждения подаются журналистами как истина. Встречается приём, когда они цитируют Баранского, переходят на косвенную речь – и, кажется, что это слова журналиста, а потом в конце предложения выясняется, что нет. Задают тональность в заголовке или лиде, используя формулировки в духе «давление на малый бизнес», «новая выходка националистов». В текстах тоже открыто становятся на одну позицию, пренебрегая этикой: так, в №16, «Одесса накануне дня победы: новая выходка националистов» о Саакашвили пишут, что «единственное, чем запомнился горожанам, кроме постоянных истерик – поголовным переименованием улиц».

Оперативность. Еженедельному изданию трудно придерживаться этого стандарта, и тем сложнее оценить его из-за того, что в газете не пишут, когда произошли освещаемые события. Вместо этого редакция использует формулировки «На днях», «На этой неделе», «Накануне». Только в случае с уже упомянутым текстом «Одесса накануне дня победы: новая выходка националистов» назвали дату – вероятно, потому что речь шла об «акте вандализма» над приёмной Баранского.

Отделение фактов от комментариев. Игнорируется из-за высокого количества заказных материалов и желания редакции высказывать позицию обо всех темах. Эмоционально окрашенные фразы зачастую идут раньше, чем факты или цифры, как например в №10, «Маниловщина? Нет – Гроймановщина!», где характерен не только заголовок, но и вводные абзацы. «Однако если снять розовые очки и посмотреть на украинские реалии объективно, картина получается мрачная, если не сказать трагичная». Тот же номер, материал «Страна массовой эвакуации: куда и почему бегут украинцы», по мнению редакции, уехать на заработки в другую страну – «это единственный реальный шанс выжить».

В материале «В Кабмине предложили строить частные крематории»: лид – «В Кабинете министров сделали очередное громкое заявление»; и вывод – «Вот такая невесёлая история получается. Даже умереть нормальному бедному украинцу не дают!»

  1. Ведущие тематические линии.

Материалы на первой полосе – важные вопросы политической жизни всей Украины (вера, новая модель экономики) или как минимум главные события в Одессе (10 апреля). Без подписи автора, значит, выражают мнение редакции – а поскольку там приводят мнение только Оппозиционного блока, конкретно – Баранского – позиция издания понятна.

Основные темы: о проблемах на всеукраинском уровне и в Одессе – по вине действующей власти и нынешних министров. И о работе фонда Баранского. Плюс спорт.

Используют любые инфоповоды, чтобы негативно отозваться о Кабмине. Так, в №16 материал «Маразм крепчает: Супрун выдала новые инструкции» из её твита – о гендерном вопросе, а не медицинском – развернули материал на треть полосы о том, как «чиновники от медицины делают своё чёрное дело», и из-за таких как Супрун «здравоохранение разрушается до основания».

  1. Жанры.

Развёрнутые заметки. Статистика небольшими блоками. Корреспонденция и репортажи – последние обычно связаны с культурными событиями в городе.

Также публикуются некрологи и исторические хроники, анекдоты, гороскопы.

  1. Дизайн.

Газета черно-белая, за исключением первой полосы и внутреннего разворота. Выходит в формате А3. Первая полоса чаще всего стабильная: одна большая фотография с заголовком поверх, один материал; а справа треть полосы занимает второй материал на голубой плашке. Другой вариант верстки первой полосы – один материал и множество фотографий.

Внизу первой полосы всегда поданы анонсы к материалам в номере с указанием страницы – это удобно.

Логотип оформлен таким образом, что «за Одессу» видно плохо, так что при мимолётном взгляде можно спутать с другой «Правдой».

Заметно, что у редакции есть шаблон вёрстки полос, но придерживаются его нестрого. Колонок чаще всего три. Хорошо то, что материалы чётко разделены горизонтальными, и, при необходимости, вертикальными линиями или плашками – это упрощает ориентацию на странице.

Шрифт в целом читабельный, но кегль меняется в зависимости от наполненности полосы, иногда даже в одном материале. Заголовочный шрифт иногда заметно сжимается верстальщиком.

Врезки хорошо заметны, но разрывают абзацы посередине, отвлекая читателя.

Фото не привлекают внимание, но и не отвлекают. Некоторые явно взяты из гугла для иллюстрирования. В материалах о Супрун позволяют себе использовать карикатуры без указания авторства и неудачные фото самой Супрун, которые к тому же «редактируются» в Фотошопе.

Особенно важные части развёрстанных на всю полосу заголовков выделяют плашками.

  1. Рекламная политика

В блоке с выходными данными редакция прописывает, что рекламные материалы отмечаются специальным знаком, но за три номера таких пометок обнаружено не было. А заказные материалы были.

На развороте с телепрограммой стабильно присутствует блок с информацией о работе общественной приёмной Виктора Баранского: часы приёма, телефон, адрес и направление деятельности.

Также в конце каждого материала на 6-7 странице про концерты от его фонда публикуется полная ссылка на фэйсбук и даже QRкод для перехода.

Один раз разместили материал о бесплатной программе обучения пенсионеров «Университет третьего возраста». Выглядит как рекламный текст – перечисление дисциплин, формулировки «занять себя и жить не только интересно, но и с пользой» и указание всех адресов и телефонов, где можно «подробнее узнать о новом наборе».

С одной стороны – это можно объяснить тем, что газета (и особенно объявление) рассчитана на пенсионеров, и не все могут получить больше информации через интернет. С другой – это не помешало им на следующей же странице дать ссылку на фэйсбук Баранского. Так что будем считать, что это тоже реклама.

  1. Сйт издания

Слева колонка новостей, справа всегда – погода, курс валют, анонсы мероприятий в Одессе и опрос от редакции. Полезно.

Рубрики:

Новости – около 30 в день. Если перейти на их страницу, слева будет колонка с публикациями.

Статьи – те же, что и в газете.

Лента соцсетей – копируют посты из фэйсбука тех, кто для редакции  – лидеры мнений. Все посты – против нынешней власти, о негативе и каких-то проблемах в Украине и Одессе. Больше всего цитируют Баранского и Виталия Саутенкова – тоже представителя Оппозиционного блока. Идея подобной рубрики хороша, в ней можно собирать мнения и истории одесситов, но в той форме, которая используется сейчас на сайте, это просто ещё один механизм манипуляции. Нет никакого баланса в выборе источников.

Спорт – важная рубрика для регионального издания. Обновляется регулярно. Больше материалов, чем в газете.

Видео – опять же, перепост чужих видео. Источники – другие СМИ, жители Одессы, активисты, государственные структуры. Источник в самом описании не отмечают, необходимо самому переходить на Ютуб, чтобы узнать, чьё это видео. Обновляется редко, их всего три страницы.

Анонсы – полезная рубрика, позволяет ориентироваться в культурной жизни города. Редакция обращает внимание на культурные, спортивные и обучающие мероприятия, платные и бесплатные.

И контакты – телефон и возможность написать редакции.

Под разные размеры окна браузера подстраивается плохо, читать возможно только в полноэкранном режиме.

Никакой информации о владельце и редакции нет – трудно доверять такому скрытному коллективу.

Катерина Ивах