«Сама виновата» или коротко о нормализации насилия

     По данным World Health Organization каждая третья женщина в мире подвергалась физическому и/или сексуальному насилию. Ресурсный центр National Sexual Violence пишет, что одна из 5 женщин и один из 71 мужчины будут подвергнуты насилию в своей жизни. Одна из 4 девочек и один из 6 мальчиков будут подвергнуты насилию до своего 18-тилетия. В Англии по данным организации Rape Crisis за 2017 год было зарегистрировано 3.4 миллиона женщин переживших насилие и 631.000 мужчин. И этого мало?

     Что насчет Украины? В Украине ежегодно погибают около 600 женщин (по данным Института демографии и социальных исследований по заказу Фонда народонаселения ООН).

     Прежде чем приступать к тому, что такое нормализация насилия, хотелось бы утончить, что входит в понятие насилия. Насилие — это агрессивная форма поведения, которая выражается в физическом, моральном и/или сексуальном проявлениях. Насилие выражается в несогласии другого лица на эти действия (не всегда открытом протесте), а агрессия насильника может быть скрытой. Распространенный миф: жертва всегда бьет, кричит и убегает (явная форма несогласия), а насильник всегда громко угрожает, удерживает, бьет (явная форма агрессии). Если сексуальное насилие было совершено в состоянии измененного сознания жертвы (алкогольное, наркотическое опьянение), где жертва не была в состоянии дать четкого согласия или несогласия на секс или другие сексуальные практики — это все еще насилие.

     Теперь к нормализации. Многие из нас склонны считать, что для того, чтобы не подвергнуться насилию стоит просто скромно одеваться, не разговаривать с незнакомцами, не садиться в чужую машину. Отчасти это так, но если вы выполняете все эти требования — вы не застрахованы от насилия.

Хотелось бы рассмотреть несколько наглядных примеров насилия, произошедших за последнее время в Украине и реакцию аудитории на случившееся.

     Первый случай: Этот пост был написан на эмоциях от двух изнасилований. Первое 12-тилетняя девочка, возвращавшаяся с тренировки домой и в последствии изнасилованная соседом; и девушка, вызвавшая машину в приложении «Тачку!» и в последствии изнасилованная водителем и пассажиром.

Что здесь не так? Во-первых, приложение «Тачку!» — это не способ потаксовать, а приложение для попутчиков (если вдруг ты едешь с поселка на Таирова и можешь кого-то тоже подвезти), во-вторых, низкая цена — не призыв к насилию, также как и фото в купальнике на аватарке — не согласие на секс. Хотя не только автор считает иначе: около 60% комментаторов абсолютно согласны и поддерживают автора поста. (пример комментариев ниже). Третья проблема — это насилие по отношению к детям. Дети, которые ходят в коротких юбках, не провоцируют насилие, хотя бы потому что ребенок – это не сексуальный объект. Если тринадцатилетняя девочка выглядит как взрослая девушка — это все еще не дает права ее насиловать. «Дебил больной на голову изнасилует», как выразился автор, не обязательно девочку/девушку/женщину, которая носит открытую одежду, а скорее наоборот. «Вы сами нарвались на грубости и плохие поступки», «вы на 50% виноваты сами» — это по большей части суть всей нормализации и виктимблейминга (обвинение жертвы в случившемся с ней). Наглядный пример почему это не работает в реальной жизни: «Погибший на 50% виноват в случившемся, зачем надо было идти по улице, весь такой живой, конечно кто-то захочет его убить».

     Второй пример: девушка решила воспользоваться «БлаБлаКар» (приложение для попутчиков), чтобы доехать до Черкасс, в итоге  в лесу водитель ее изнасиловал. В сети была опубликована переписка этой девушки с ее парнем, где она описывала происходящее (прикреплена ниже). Случай набрал огласки еще из-за того, что полиция отказалась предпринимать какие-либо действия по отношению к этому мужчине. Более половины комментариев (прикр. ниже) о том, что девушка неправильно поступила, не сбежала, не отбилась, что переписка странная и т.д. Но суть в том, что никто из комментаторов не сидел в этой машине, не видел этого мужчину, не был на месте девушки. Психология жертвы намного сложнее, чем кажется. То, что работает в теории («надо было сбежать/остаться на заправке» и т.д.), не всегда работает на практике из-за человеческого фактора (страх, самочувствие, личный опыт), как правило, человек в таких ситуациях не допускает возможности самого худшего («а, обойдется», «вряд ли это случится со мной», «ну не будут же на меня нападать», «да кому я нужна(жен)»).

В этой ситуации конкретно и, к сожалению, во многих подобных, общество ищет оправдание агрессору, особенно, когда жертва соглашается на секс под давлением, угрозами и/или в состоянии измененного сознания, опираясь на стереотип, что все жертвы обязаны сопротивляться. Еще одна проблема — «зачем она вообще поехала на попутке». В наших реалиях это действительно рискованно, но это абсолютно не снимает вины с агрессора и не перекладывает ее на жертву. Для того, чтобы менять наши реалии и не бояться ходить по улице/ездить в машине и т.д., нужно изменить отношение к этим случаям. То, что в попутке насилуют женщин — не норма, не оправдывает насилие и не является оправданием агрессору.

    Третий случай: Муж нанес 9 ножевых ранений своей жене, когда она пыталась сбежать от него к сестре. Также сообщалось, что женщина регулярно терпела домашнее насилие, из-за чего и решила уйти от мужа. (текст публ. ниже)

Далее идут комментарии и том, что ничего удивительного в насилии нет, что женщина должна сама была «подумать за кого выходишь замуж», оправдывая это «горячей кровью» мужа (иракец). (комментарии прик. ниже). Что не так? Проблема первая — твое происхождение, традиции и т.д. не дают тебе право насилия по отношению к женщине (или мужчине в том числе), не делает виноватой женщину («ну у них же так заведено», «надо было понимать, кого выбираешь»), такое поведение не должно приниматься за норму («что в этом удивительного? Они все так делают») и не дает права обобщать («у них в стране так заведено, все мужчины там так себя ведут»).

     Почему это важно? Многие могут подумать: «не нужно обращать внимания на комментарии». Но не стоит приуменьшать значимость общественного мнения и его влияния на общественные процессы. Половина жертв насилия не обращаются в органы из-за чувства вины, страха, стыда, а насильники чувствуют превосходство, так как знают, что их все равно оправдают/не будут искать. Такое отношение деструктивно влияет на общество, на моральное и физическое здоровье пострадавших и как следствие, практика насилия только набирает силу. Безразличие к такому мнению только усугубляет ситуацию, всех не переубедишь, но и молчать не стоит. Выражение о том, что «таковы реалии нашей страны» — невалидны. Если мы хотим жить в здоровом обществе — нужно отрицать такие нормы и стремиться к лучшему.

     Номера служб поддержки пострадавших от насилия:

Национальная горячая линия по предотвращению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации «Ла Страда»

Телефоны:

0 800 500 335

116 123

Линия работает круглосуточно

– Отдел семейной и гендерной политики департамента социальной защиты

ssm.kiev.ua

– Единый контакт-центр системы бесплатной правовой помощи

0 800 213 103 — бесплатно и круглосуточно

Сагайдак Олеся-Александра

Поділитися:

Facebook
Twitter
LinkedIn
Telegram