Одеський національний університет імені І. І. Мечникова

Анастасия Мамонтенко: эзотерический авангард

Конец февраля ознаменовался показом в театральном пространстве TEO киноработ одесской режиссера и писательницы Анастасии Мамонтенко. Анастасия закончила магистратуру факультета философии и истории нашего университета, киношколу имени Веры Холодной при Одесской киностудии и Лондонский колледж коммуникаций при Лондонском университете искусств. Чаще всего Анастасия работает в жанре короткометражного кино, но также девушка сняла полный метр «СадОм», который демонстрировался в рамках международного Одесского кинофестиваля.

В рамках показа предусматривалась демонстрация таких короткометражных работ: «Исповедь Украины», «Бледные Люди коррупции», «Кровавые Люди Войны», «Рождество», «Белая скульптура», «Одесса 2018», «Супружеская пара Дада».
Однако, кинокартины «Белая скульптура» и «Одесса 2018» не были показаны, а работа, под названием «Рождество» не запустилась по техническим причинам. И последней работы не было заявлено в программе, о ней Анастасия рассказала после: «Последний фильм — это записанный перформенс, который я сняла один на один с оператором, он называется «Я не тело». Он о озабоченности формами, поэтому я разбиваю цветы, я разбиваю яйца, это как метафора к телу, форме. Я сняла это после того, как поехала в Индию, и меня до сих пор интересует эта тема того, что я не тело».
По завершению показа гости имели возможность задать вопросы и обсудить увиденные картины вместе с самой Анастасией.

— Когда нам ждать чего-то свежего, нового?
— Вот, сейчас готовится спектакль, тоже на такую, с первого взгляда, не духовную, но, на самом деле, духовную тему. Так что, надеемся, что в середине – в конце марта будет спектакль.
— В фильме про Украину девушка раздевается, это Вы так символизируете Украину?
— Да, вы правы. Это отсылка к Голодомору, и вообще, к исторической проблеме голода в Украине, а также к коррупции. То есть, я показываю, что женщина — это мать Земля, и она достаёт из себя какие-то определенные ресурсы, но, в тоже самое время, этого не хватает. И то, что она пьёт дождь, означает, что как будто бы правительство говорит нам «Ешьте воду, ешьте цветы, ешьте то, что есть».
— Вы говорили по поводу восприятия себя. Вы лично себя воспринимаете, свое тело, внешне, внутренне?
— Это все периодами происходит. Я показывала в этой работе отчасти и себя, я, бывает, чем-то недовольна, зацикливаюсь на каких-то моментах. Но я учусь действительно приходить к тому, что в здоровом теле — здоровый дух, но если отпустить тело, то тогда произойдет что-то другое. Я бы хотела отпустить тело.
— Как давно всё было снято?
— Первый фильм («Исповедь Украины») был снят где-то в 2013 году. Тот фильм, где мужчина и женщина («Супружеская пара Дада»), был снят буквально пару месяцев назад, это мой последний фильм и вы первые люди, кроме моей съёмочной команды, которые посмотрели его, и это для меня многое значит.
— Вы и режиссер, и актер, и сценарист. Сложная ли это позиция, совмещать все это, и перед камерой и за камерой?
— У меня был разный опыт. Был не очень удачный, когда я просто понимала, что я не на своём месте, потому что мне очень важно еще отвечать за арт-дирекцию, то есть, быть художником-постановщиком; эстетически для меня важно, чтобы все было правильно. У меня был опыт, когда меня одели не в то, и все развалилось, фильм не получился, видите, для меня всё-таки форма важна. Разный опыт, но мне нравится контролировать процесс, нравится многофункциональность, и у я получаю от этого удовольствие.
— С чужими сценариями Вы когда-то работали?
— Нет, у меня не было такого опыта. Один раз у меня было такое, что я повторяла фильм по рассказу Чехова «Устрицы», это была единственная адаптация, а так — всегда свои сценарии.
— Какими режиссерами Вы вдохновлялись?
— Первый (фильм) — это сто процентов Параджанов, я могу сказать, что я где-то посвятила это ему, я использую музыку из его фильма. Вообще, мой самый любимый режиссер и пример для подражания это Дэвид Линч, это мой фаворит. Мне нравится то, что он всех своих демонов преобразил в красоту. Я понимаю то, что если бы не медитация, он был бы, наверное, неадекватным человеком, но мне нравится то, что он все это собрал и использовал все свои изъяны, превратив их в этакую сюрреалистическую цветущую красоту. И я тоже так хочу. Я хочу, как я, но он для меня авторитет.

Также корреспондент нашей редакции смогла пообщаться с Анастасией.
— В некоторых фильмах можно увидеть религиозные элементы. Почему?
— Потому, что я хотела бы своими фильмами показать то, что главное — это понять, кто ты. Каждый человек — это Бог, и я бы сказала, что это, скорее, не религиозное, а духовное. Я верующий человек, и религиозный, и духовный. И для меня символ креста является, если я могу так выразиться, симпатичным. Поэтому это лишь символ, чтобы показать то, что для того, чтобы найти себя, нужно прийти к духовности.
— Сотрудничаете ли Вы с каким-то продакшеном или в работе над картинами полностью задействованы Ваши люди?
— Нет, пока что не сотрудничаю. Все мои люди — каждый раз новые. Иногда — друзья, иногда я им плачу, но пока что independent.
— Как Вы подбираете музыкальное сопровождение. Это Ваше внутренние ощущения или Вы специально ищите композиции? Может что-то писалось специально для картин?
— Чаще всего это классическая музыка. Например, в предпоследней картине, много музыки Вивальди, но в исполнении современного венского хора; мы согласовывали авторские права. Чаще всего я люблю использовать либо какую-то хоральную, духовную музыку, либо классику.
— Как происходит выбор между черно-белым форматом и цветным?
— Я очень люблю черно-белое и я, наверное, большинство своих фильмов буду делать черно-белыми потому, что мне очень комфортно и мне как-то спокойнее, что зритель не отвлекается на какие-то другие цвета.
— Звучал вопрос про режиссёров. А какими печатными произведениями Вы вдохновляетесь?
— Я люблю читать. Один из моих последних фаворитов — это Пелевин, у меня сейчас цель — перечитать всего Пелевина. Потому что я считаю, что он просветленный, он вбирает в себя вообще всё, что возможно, и мне кажется, что каждый человек, который хочет разбираться в жизни, должен читать Пелевина.

Картины Анастасии, как, наверное, всё постмодернистское искусство, нельзя воспринимать буквально. Они полны неожиданных метафор, которые несут в себе глубокий смысл. Они заставляют задуматься, что было видно по зрителям после показа.

Беседу вела
Валерия Мазур

Поділитися:
Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on pinterest
Pinterest

Логотипи студентських редакцій:

Соціальні мережі
Інші публікації

Діалог культур: про зустріч студентів факультету журналістики, реклами та видавничої справи з Послом Канади в Україні

Студенти факультету журналістики, реклами та видавничої справи відвідали лекцію Надзвичайного і Повноважного Посла Канади в Україні — Лариси Ґаладзи. Зустріч пройшла в онлайн-форматі на платформі Zoom. На зустрічі також були присутні студенти з інших факультетів ОНУ імені І. І. Мечникова. Модерував захід кандидат політичних наук, доцент Володимир Дубовик.

Один у полі (не) воїн: про майбутнє конструктивної журналістики в Україні

Професія журналіста як об’ємна складна геометрична фігура: має багато аспектів, сторін та кутів… Це усвідомлюють студенти факультету журналістики, реклами та видавничої справи, тому займають активну позицію, стежать за трендами сучасної журналістики і у навчальний, і у вільний від занять час. Саме тому 13 квітня за сприяння керівництва та викладачів факультету вони долучилися до лекції «Конструктивна журналістика: як перестати писати тільки погані новини?», організатором якої стала Комісія з журналістської етики. Ключовим спікером був Віктор Пічугін, заступник головного редактора медіагрупи «Накипіло», голова Громадського телебачення Харкова

Знайомство з факультетом журналістики, реклами та видавничої справи в онлайн-форматі

Є така весняна традиція на факультеті журналістики, реклами та видавничої справи – запрошувати на зустріч абітурієнтів. От і цього разу 27 березня 2021 року відбувся День відкритих дверей, щоправда, в онлайн-форматі на платформі Zoom. У зустрічі взяли участь декан факультету Олена Андріївна Іванова, заступник декана з навчальної роботи Інна Валеріївна Лакомська, старші викладачі Сергій Володимирович Азєєв та Аліна Олегівна Червінчук.

Факультет журналістики, реклами та видавничої справи Одеського національного університету імені І. І. Мечникова оголошує про проведення конкурсу студентських журналістських робіт на тему «Права людини в медіа: від розуміння до змін»

До участі у конкурсі запрошуються студенти І, ІІ, ІІІ та ІV курсів факультету журналістики, реклами та видавничої справи ОНУ імені І.І. Мечникова, які створюють власний