Заняття 1. Інтерв’ю: підготовка, композиція розмови

Вправа 1. Прочитайте та проаналізуйте думки науковців про інтерв’ю. Які ознаки інтерв’ю виділяють вчені?

  1. Кодола Н.
    Интервью как жанр публицистики характеризуется целевой
    установкой на получение информации, на выявление точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу, полиадресатнастъю, диалогичностью, то есть такими признаками, которые обеспечивают активное взаимодействие журналиста с собеседником и адекватный отклик основного адресата (читателя, слушателя, зрителя).
  2. Лукина М.
    “интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих
    свидетельств… И наблюдение в отрыве от общения с людьми вряд ли даст полноценную картину, даже если наполнит публикацию необходимыми деталями. Разговор же с компетентным собеседником может не только представлять интерес с точки зрения метода получения сведений, но и быть самоценным как текст, жанр. В силу таких своих качеств, как прямая речь источника, диалоговый режим передачи сведений, возможность использования элементов драматургии, особая удобочитаемость и легкость восприятия (динамизм и краткость периодов речи, звуковая полифония), интервью уже давно вошло в палитру журналистских жанров. Используется оно профессионалами как наиболее популярный формат печатных СМИ, радио- и телевизионных эфиров. Но, похоже,
    займет свою нишу и в новых, интернет-СМИ”.

Завдання 2. Прочитайте та прокоментуйте поради В. Аграновського щодо інтерв’ю
В. Аграновский ИСКУССТВО БЕСЕДЫ
1. Всегда можно встретить журналистов. которые идут к
собеседнику главным образом за фактом, цифрой,
результатом. Типичная картина – человек с блокнотом,
задающий вопросы: “На сколько процентов вы
перевыполнили план второго квартала? А третьего? Кто
вам оказывал помощь? А кто мешал? Ваши обязательства на
будущее?” и т.д. Не уловив духа времени, не оценив
современных задач публицистики, не почувствовав
качественно новых возможностей своих и читательских,
иные журналисты все еще наполняют блокноты цифрами
и результатами.
Кто говорит, что это плохо или не нужно? Речь о том, что
этого мало и недостаточно. Обилие фактов и цифр в
статьях создает лишь видимость публицистичности, но
истинная публицистичность заложена, мне кажется, в том,
чтобы вести читателя путем наших размышлений по поводу
фактов и цифр.
2. Встречаясь с собеседником, журналист должен знать, что
спросить, потому что собеседнику есть что ответить.
3. Истинный газетчик обязан идти к собеседнику, во-первых, с
мыслью, и, во-вторых, за мыслью.
4. Действительно, если мы, журналисты, можем позволить
себе вопрос по обязанности, то ответ получим только при
добровольном желании собеседника. А чем, кроме как
интересом к беседе, это желание вызывается? Пробудить
его – наша профессиональная задача. И для того чтобы
успешно ее решить, сами журналисты как личности
должны быть прежде всего интересны своим
собеседникам.
5. … людям свойственно исповедоваться – откровенно
говорить о жизни? … человек так устроен, что ему мало
высказаться – он хочет быть услышанным, хочет доброго
участия, совета, помощи, сочувствия.
Многие журналисты могут припомнить “исповеди”,
ими услышанные. Припомнив, они непременно скажут,
что откровенные разговоры получались только в тех
случаях, когда люди им верили, ни секунды не сомневаясь
в их высокой человеческой порядочности, в доброте их
намерений, в их способности доверять и доверяться.
Стало быть [необходимо] помочь людям реализовать
естественную потребность в откровенном разговоре

Завдання 3. Прочитайте інтерв’ю, чи вважаєте ви виправданим вибір жанру?

Мы взяли интервью у SEO-оптимизатора Романа Рыбальченко, работающего в интернете с 2006 года. Роман начинал с web-разработки, потом заинтересовался seo, сейчас работает интернет-маркетологом в проектах MyMoney и Trainings. ua рекрутингового агентства Амплуа Персонал
Роман — блоггер со стажем, ведет персональный и профессиональный блоги. Интересуется нестандартными методами продвижения, seo & smo, pr и рекрутингом. В интервью мы затронули тему — как выбрать грамотного специалиста?
Чем занимается SEO-специалист? В чем отличие SEO от интернет-маркетинга?
В прямые обязанности seo-специалиста входит анализ и продвижение сайтов с помощью поисковых систем. Обязанности интернет-маркетолога шире — он в соответствии с маркетинговым планом компании выбирает инструменты для продвижения в интернете (seo, smo, контекстная реклама, вирусный маркетинг, партизанский маркетинг etc.) и анализирует сайт, рекламные кампании, возврат инвестиций.
Хотя сейчас, во время стремительного развития рынка, хорошие seo-специалисты работают как маркетологи — проводят аудит сайта, подсказывают клиенту решения маркетинговых задач, следят не только за тем сколько посетителей зашло на сайт, но и за тем как они конвертировались в покупателей, какие сложности потребители встретили при работе с сайтом и насколько сайт отвечает возложенным на него маркетинговым задачам.
Каков разброс диапазона цен? Сколько могут стоить услуги хорошего SEO-специалиста?
Цена может различаться в разы, многое зависит от профессионализма исполнителя, от его имени и гарантий, от «конкурентности» тематики, рисков. Стоимость каждый раз высчитывается с учётом многих факторов, по разным формулам. Работать в низкоконкурентных, региональных тематиках могут фрилансеры за 100$ единоразово, в высококонкурентных — крупные игроки рынка с ежемесячными бюджетами от тысячи до десятков тысяч долларов. Соответственно стоимость услуг хорошего seo-специалиста будет складываться из стоимости его времени и конкурентности тематики.
Как проверить исполнителя? Как узнать, что он вообще что-то делал, и что это что-то оказалось полезным. Естественно, прежде чем заплатить ему деньги за работу. Ведь, SEO не дает мгновенных эффектов. А как вообще выбрать хорошего исполнителя? На что стоит обратить внимание в первую очередь?
Следует поискать отзывы по имени, псевдониму и контактам исполнителя. Запросить список проектов и результаты. Попросить отзывов у предыдущих работодателей и участников рынка. В этом вопросе важно выбрать исполнителя, который не демпингует, задает много вопросов и объясняет ключевые моменты. Важно также, чтобы сроки были реальными, а ценообразование — прозрачным и понятным.
Какие ошибки допускают заказчики чаще всего во время создания ТЗ? Чего не стоит делать при общении с SEO-оптимизатором?
Чаще всего заказчики хотят продвижение по неправильным запросам, не понимают как сделать сайт продающим, не доверяют исполнителю. При общении с seo-оптимизатором не стоит сопротивляться конструктивным предложениям по изменению сайта, пускать продвижение на самотек, просить работу несоответствующую бюджету.
А не проще ли самому накупить ссылок в SAPE с нужными ключевыми словами?
Если клиент готов рисковать, тратить своё время, рыть огромное количество времени на обучение (а это и чтение «между строк», и «перерывание» массивов информации, и постоянный анализ), то он может попробовать. Но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Да, работа с биржами ссылок — далеко не единственный метод продвижения в поисковых системах.
С какими отраслями сложнее всего работать? Где конкуренция выше всего? Реально ли пробиться вверх в таких нишах?
Конкуренция сейчас высокая в тематиках строительства и ремонта, автомобильной и туристической. Всем известна конкуренция по пластиковым окнам и кондиционерам. Пробиться реально, необходим либо хороший бюджет, либо хорошие способности оптимизатора. Как вариант — совмещение обоих этих факторов.
Чем SEO выгоднее, нежели покупка контекстной рекламы у поисковой машины, вроде Google и Яндекс. А в чем обратная сторона?
По исследования seo обходится в среднем в 2 раза дешевле контекстной рекламы и «выгребает» до 100% поискового трафика по запросу. Контекстная реклама позволяет гибче настроить таргетинг, включить рекламную кампанию практически мгновенно (15 минут, вместо месяца-трёх в seo). Кроме того, риски на порядок меньше.
Но контекстная реклама по своей специфике достаточно ограничена, что не скажешь о seo. Хотя, это 2 инструмента, которые выбирают в зависимости от маркетинговых задач.

Завдання 4. Прочитайте запитання до інтерв’ю, чи дають вони змогу з’ясувати позицію джерела інформації? Наскільки важливою та цікавою для аудиторії є ця позиція?

«Я, правда, удивляюсь, что мне уже 75 лет, – признался мне в самом начале нашей беседы Владимир Познер. – Мне не очень верится, но календарь не врет». 1-го апреля популярному телеведущему действительно исполняется 75 лет. Накануне юбилея главный редактор ТопПоп.ру Владимир Полупанов наведался в гости к именитому журналисту для обстоятельной беседы.
– Вас когда-нибудь разыгрывали 1-го апреля?
– Что вы делаете для того, что в этом возрасте сохранять бодрость духа, живость ума и держать организм в тонусе?
– На какой возраст вы себя ощущаете?
– Юрий Лужков признался как-то, что он каждый день съедает ложку меда для поддержания организма в тонусе. А у вас есть любимый продукт?
– Обычно к юбилею многие итожат свою жизнь и пишут книги. А вы?
– В одной из ваших последних программ у вас в гостях был министр МЧС Сергей Шойгу. Мне показалось, что он довольно скучный человек. Вам не бывает скучно, когда вы приглашаете таких людей на эфир?
– Вы могли бы себя довольно комфортно чувствовать в любой стране. Почему вы выбрали именно Россию?
– Есть силы уехать и начать все сначала на новом месте?
– Музыкант Гарик Сукачев где-то в интервью высказал мысль, что сейчас время безвременья, потому что ничего не происходит. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
– Вы сделали вместе с Иваном Ургантом замечательный телесериал «Одноэтажная Америка». Ждать ли нам продолжения?

Завдання 5. Визначте, наскільки вмотивованим є вибір об’єкта відображення для інтерв’ю.

  1. Юрій Мандич: «Послідовно до вирішення всіх поставлених завдань»
    Віремонтувати дороги, освітити їх, почистити береги Ужа, знайти резерви для бюджету – це саме ті завдання, над якими працює нині депутат Ужгородської міської ради від Партії регіонів Юрій Мандич. Він зізнається: усіх задумок без підтримки громади Ужгорода, зокрема жителів мікрорайону Редванка, котрий він представляє, – вирішити нереально. Сьогодні газета «Ужгород» у традиційній рубриці «Трибуна депутата» поцікавилася в пана Юрія, які він бачить проблеми в місті, чи знає шляхи їх вирішення і, найголовніше, коли зможе показати своїм виборцям виконану роботу?

2. Новинки трендового кино – это нужно видеть!
DJUCE-эксперт Денис иванов, продюсер компании «Артхаус траффик» рассказывает о новинках мирового кино трендовых направлений и советует, какие из них стоит посмотреть.

3. Лия Ахеджакова: «Я не была крутой»
Год назад Лия Ахеджакова приехжала в ОДессу со спектаклем «Чокнутые». Тогда-то и должна была состояться наша встреча. Но интервью отменили – через двадцать минут после окончания антрепризы труппа отправилась в следующий включенный в гастрольный тур город. К тому же, всенародно любимая артистка устала, ведь она, как по секрету сообщил работник сцены, на предыдущем спектакле упала и повредила ногу. «Надо же, – подумала я тогда. – Какая должна быть самоотверженность и преданность зрителю, чтобы играть невзирая на боль!» Лия Меджидовна, услышав это, очень удивилась…

4. Арсен Аваков: Ми маємо погану податкову міліцію, але й бізнес — не ангели

В последнее время имя Арсена Авакова не сходит с уст собеседников ЭП в правительстве, и народных депутатов парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.”Арсен Аваков блокирует создание Службы финансовых расследований…”.”У Авакова нет личного конфликта с Данылюком, но они не согласовали проект закона о финполиции…”, “Они не могут поделить полномочия нового ведомства…”.Это только малая часть того, что озвучивается в кулуарах.Разговоры разгорелись еще больше с началом транспортной блокады с оккупированной территорией и неопределенным статусом налоговой милиции, и ее структурного подразделения “Фантом”. Сотрудники последнего вместе с СБУ контролируют линию разграничения.ЭП поговорила с министром внутренних дел для того, чтобы прояснить его позицию по всем этим вопросам.

5. Керівник TED Кріс Андерсон: “Всі вдалі виступи починаються з бажання зробити аудиторії подарунок”

Уже 15 років британець Кріс Андерсон очолює некомерційну організацію TED та веде щорічну однойменну конференцію в Каліфорнії.Випускник Оксфорду, він почав кар’єру з журналістики, згодом створив власний медіахолдинг, який видавав понад 100 спеціалізованих журналів.Однак 1998 року Андерсон вперше побував на щорічній конференції TED – тоді ще не дуже відомій. Промови на ній стосувалася закладених в абревіатурі галузей: технологій (technology), сфери розваг (entertainment) та дизайну (design).У книжці “Успішні виступи на TED. Рецепти найкращих спікерів”, яка вийшла минулого року в українському видавництві “Наш формат”, Кріс Андерсон зізнається, що знайомство з TED змінило його життя.Раніше він уважав, що ідеї найкраще передаються на письмі, але після відвідання конференції змінив свою думку. Промови дуже різних людей на дуже різні теми надихали, дивовижним чином поєднувалися між собою, викликали справжню жагу до нових знань…У 2001 році засновник TED Річард Вурмак вирішив продати свій бізнес. Його покупцем став некомерційний фонд Кріса Андерсона.Наразі усього промов на сайті ted.com понад 2000. За весь час всі вони набрали близько 3,9 млрд переглядів. Це понад 3 млн переглядів на день.Саме за керівництва Андерсона конференція розширила тематику, отримала свій влучний слоган “Ідеї, варті поширення” (Ideas worth spreading), заснувала нагороду TED Prize, рух TEDх та інші ініціативи.TEDх – це проект, що дозволяє активістам в різних країнах організувати незалежні конференції в стилі та за ліцензією TED.

Нагадаємо, в Україні конференції TEDх відбуваються в Києві, Львові, Одесі та інших містах.

У своїй книжці, що вже стала бестселером New York Times, Андерсон розповідає про всі етапи підготовки вдалого виступу – від вибору теми і слайдів до одягу.Він радить, з яких слів почати й якими закінчити, а ще – як позбутися страху. Це цікаве й корисне читання.А в інтерв’ю “УП. Життя” Кріс Андерсон розповів про те, як команда TED обирає спікерів й чи будуть серед них українці, в чому небезпека популістської риторики й яким він бачить майбутнє онлайн-освіти.

6. Оля Жук: Через економію на культурі під час війни Україну сприймають як жертву з віялом проблем

Здобутки невтомної культурної менеджерки й справді ренесансної людини Олі Жук важко перелічити коротко, адже лише кількість фестивалів, які вона організувала, сягнула десяти.Жук належить до провідних лобістів культури якісного книгочитання в Україні. “Чулан” та “Книжкове бюро” , які вона заснувала разом з друзями, запровадили новий формат затишної книгарні з компактним, але детально продуманим асортиментом.А “Книжковий Арсенал”, куратором якого Ольга Жук була багато років, повернув моду на придбання книжкових новинок і взагалі став однією з головних культурних подій у країні, що відкрила Україну для багатьох відомих західних письменників.Також саме завдяки ініціативі Жук відбулася презентація України на книжковому ярмарку у Франкфурті-2015 і 2016.У січні 2017 року Жук пішла з посади керівника відділу культурної дипломатії МЗС України, який очолювала з липня 2016 року, чим засмутила (проте навряд чи здивувала) українську культурну громадскість.Тоді своє звільнення вона пояснила, зокрема, фінансовими причинами, зазначивши, що все одно не збирається “ставити хрестик” на культурній дипломатії.Через місяць після резонансного звільнення УП.Культура детально розпитала одну з найвідомиших представниць громадського сектору про підсумки її роботи на державній службі, причини звільнення, творчі й професійні плани, а також про законодавчі та ідейні перепони на шляху до ефективної культурної дипломатії.

Завдання 6. Прочитайте початки інтерв’ю Урмаса Отта. Чому він обрав саме такі питання?

Интервью с М. Лиепой– Здравствуйте, Марис. Нам очень приятно встретиться с вами именно здесь, в Риге, потому что вы – рижанин. Мы оба прибалты…

– Кстати, у нас здесь есть кофе. Вы что предпочитаете, по рижским привычкам кофе или по московским – чаю?

Интервью с Е. Евстигнеевым

– Вы вообще, кстати, как относитесь к тому, что заранее актеру не готовят вопросы?

– Как вы вообще относитесь к тому, что вам постоянно звонят домой журналисты? Они вам очень, кажется, мешают?

Интервью с И. Родниной

– Вы, значит, еще не привыкли к отчеству и поэтому хотите, чтобы вам говорили Ира, да?

– У нас с вами ровно полтора часа времени, потому что через полтора часа вы должны быть дома. У вас какие-то срочные дела? Какие?

Интервью с Р. Щедриным

– Знаете, я всегда перед интервью боюсь именно первого вопроса. Потому что  от первого вопроса зависит все остальное. Как это бывает у вас в творчестве, в музыке, боитесь ли вы первого такта нового произведения?

– Где находится ваш письменный стол?

Интервью с А. Вознесенским:

– Андрей Андреевич, вы всегда так импозантно выглядите, мне даже стыдно за свой свитер и джинсы. Вы вообще очень импозантный человек и, наверное, были таким всегда?

– Вы сказали, что хотя у вас и очень большой телевизионный опыт, вы плохо спали предыдущую ночь. Вы переживали за сегодняшнюю запись?

Интервью с В. Тихоновым:

– Виктор Васильевич, я знаю, что несколько раз назад вы поссорились со своей женой. Она сама мне об этом сказала и просила вам передать привет. Скажите, сейчас вы уже помирились или нет?

– У вас очень жесткий режим, такой режим существует для всех игроков, и, наверное, такие семейные проблемы соединяют все семьи хоккеистов, это общая проблема для всех жен.

Интервью с А. Фрейндлих:

– Мы очень долго ждали этой встречи с вами. Договорились мы свами об этой встрече уже давно, и меня сегодня очень удивило то, что, когда мы сегодня немного поездили по Таллину, оказалось, что вы знаете его даже лучше, чем мы, таллинцы.

– Вы даже знаете довольно много слов по-эстонски.

Интервью с В. Коротичем:

– Виталий Алексеевич, я был крайне удивлен: как только я вам позвонил, вы сразу же согласились на интервью. О чем вы думаете, когда у вас просят интервью? Это какие-то кооперативные, чисто журналистские чувства или вы заботитесь о своем имидже – выглядеть доступным человеком?

– Вы уже сейчас несколько лет живете в Москве. Сегодня тут такая типичная московская погода. С утра до вечера дождь, дождь, дождь… Как работается при такой погоде?

Поділитися:

Facebook
Twitter
LinkedIn
Telegram