Иван Терещук: «Когда ты имеешь уважение к своим правам, ты уже имеешь уважение к правам других»

Права человека – объемный, важный и актуальный вопрос на сегодняшний день. Нарушение прав человека еще более животрепещущий. Кто, как не представители социальных групп, чья правовая безопасность перманентно под угрозой и кто, как не люди, которые помогают её защищать, знают, что это и могут об этом рассказать. В данном интервью Марьян Кавецкий, руководитель одесского подразделения ассоциации ЛГБТ «Лига» и Иван Терещук, специалист по связям с общественностью и СМИ ассоциации ЛГБТ «Лига», а также координатор тренингов в городе Одесса подробно раскрыли эти насущные темы.

  1. Как пришла идея работать в ЛГБТ-организации?

Иван: У меня идея пришла не сразу, я шел к ней на протяжении целых 5-ти лет, все эти годы я был членом организации, рядовым бенефициаром, участвовал в различных активностях и меня замотивировал пример нашего руководителя Марьяна и не только пример, но и предложение о сотрудничестве. Это уже второй проект, в котором я участвую, до этого я работал как внештатный сотрудник на поведенческом исследовании – это было буквально несколько месяцев назад. Также я являюсь частью сообщества и меня, разумеется, касаются проблемы, важные для каждого ЛГБТ-представителя. Я хочу поспособствовать их решению.

Марьян: Изначально у нас была инициативная группа, мы объединились с целью профилактики ВИЧ инфекции. Мы встречались, проводили разного рода активности в этой сфере. А потом когда ассоциация ЛГБТ “Лига” стала расширяться, мы выдвинули предложение поддерживать её работу в Одессе. У нас была встреча с руководством и они дали согласие. И вот в “Лиге” я работаю уже 4-й год на должности руководителя. До этого я участвовал проекте “ManFuLs”. Также имел опыт работы с “Жизнь плюс”, оказывал помощь ВИЧ-позитивным людям.

  1. А почему вы решили работать с ВИЧ-позитивными людьми?

Марьян: Для меня это было важно. Так произошло, что в моем окружении появлялись люди, которые столкнулись с ВИЧ-инфекцией и я видел, что некоторые из них не идут на лечение и молодые ребята просто умирают от вируса. Именно это подвело меня к тому, что я захотел эту ситуацию изменить. Донести информацию, что ВИЧ – это не приговор, что с ВИЧ-инфекцией можно жить. Поддержать ребят из нашего сообщества, дать ту информацию, которой я владею, чтобы их качество жизни изменилось. Чтобы они жили “на полную”.

Иван: ВИЧ-положительные люди подвержены двойной стигме* – их, во-первых, стигматизируют* по принципу заболевания; во-вторых, соотносят с этим какие-либо стереотипы. Так как считается, что ВИЧ и туберкулез являются социально значимыми заболеваниями и, соответственно, вся стигма диагноза переносится еще и на социум.

Марьян: А я бы еще сказал, что у них тройная стигматизация – самостигматизация*, стигматизация обществом и стигматизация самим сообществом ЛГБТ — к сожалению, это существует.

  1. Каким образом, на ваш взгляд, можно побороть стигматизацию?

Иван: Есть много разных методик из тех, что я наблюдаю сейчас, которые относительно успешно регламентируются как на региональном, так и на национальном уровне – это информ-работа, открытые информационные акции, группы самопомощи, которые помогают людям, справится с тем, с чем они столкнулись. Открытость общества к принятию таких людей.

Марьян: Я согласен, что в первую очередь, работа со самостигматизацией идет с помощью психолога и групп самопомощи. Это группы, где собираются люди со схожими проблемами, а особенно связанными с ВИЧ-инфекцией. И тогда ты видишь, что не одинок и есть люди, которые справились с этой проблемой и живут по-другому – это вдохновляет. Это еще индивидуальная работа социальных работников с людьми, когда тебе могут оказать поддержку. Мне кажется, что уменьшить стигму в обществе могут помочь просветительские семинары, тренинги для разных целевых групп: для молодежи, для преподавателей, для психологов, для врачей.

Иван: Чем больше человек знает о чем-либо, тем меньше у него страха перед этим. По большей части, как я наблюдаю, природа страха происходит из неуверенности, из незнания. Поэтому путем таких просветительских кампаний можно преодолеть внешнюю стигму.

Марьян: Да, это могут быть какие-то публичные акции также.

  1. Расскажите, как ваша организация этому способствует.

Иван: На уровне сообщества – это регулярное информационное мероприятие по профилактике и лечению ВИЧ и не только, ведь туберкулез также является для ВИЧ-положительных людей, скажем так, бичом. Мероприятие не имеет просто лекционный формат, когда мы о чем-то рассказываем людям, мы внедряем интерактив. Например, принятие участия в различных игровых занятиях, ролевых играх, позволяющих примерить на себя роль, которая ранее была непривычной. Таким путем люди повышают свои знания, комбинационные навыки и это также работа с внешней аудиторией. Думаю, Марьян про это больше расскажет, потому что в свое время “Лига” проводила информ-занятия для ВУЗов, в частности, для ОНУ им. И.И. Мечникова. Читалась лекция о сексуальной безопасности и, естественно, затрагивалась тема ЛГБТ в этом аспекте и вопросы ВИЧ.

Марьян: Сейчас мы реализовываем проект “HealthLink”, который как раз и направлен на расширение доступа к тестированию на ВИЧ-инфекции и доступа к лечению.

Иван: Проект “HealthLink” – это общий проект не только для Одесской области, но и для всей Украины. Мы в рамках проекта реализовываем компонент, который называется “обирай життя”, предназначенный для целевой группы и партнеров. «Прискорення заходів з подолання ВІЛ-інфекції в Україні» – в первую очередь это увеличение охвата тестирования и, соответственно, выявляемость ВИЧ-инфицированных людей, сопровождение и постановка на учет и получение АРВ-терапии, которая, соответственно, поможет достичь цели 90/90/90, принятой Всемирной организацией здравоохранения. Это стратегия, предназначенная для контроля эпидемии ВИЧ. Я думаю, ни для кого это сейчас не секрет, что по миру это действительно эпидемия, как по Украине, так и по Одессе и Одесской области. Если коротко объяснить, что такое 90/90/90 – это 90% общества знает свой статус — негативный или позитивный, 90% людей с позитивным статусом поставлены на учет и принимают АРВ-терапию и последние 90% достигли неопределяемой вирусной нагрузки.

Марьян: Это важно, мы всегда это подчеркиваем – на сегодняшний день люди правильно принимающие АРВ-терапию имеют неопределяемую вирусную нагрузку, которая является непередаваемой.

Плакат сделанный бенефициарами организации
  1. Расскажите, как представитель ЛГБТ-сообщества может попасть к вам в организацию?

Иван: Сегодня в Одессе в частности на базе “Лиги” работает один комьюнити-центр для представителей ЛГБТ сообщества. Узнать больше информации о нас, нашем местонахождении, наши контакты можно в интернете на нашем сайте, в группе в Фейсбуке, Вконтаке, в нашем Инстаграме –  все это доступно.

Марьян: В целом мы работаем со вторника по субботу с 12:00 до 20:00, всегда можно позвонить по телефону.

Иван: Есть определенные услуги для бенефициаров организации – это услуги психолога, социального работника, тестирования на ВИЧ.

Марьян: Да, всегда на ВИЧ можно протестироваться. Как уже отметил Иван, у нас предоставляются консультации психолога, врача уролога и проктолога.

Иван: А также перенаправления для оказания юридических услуг. На данный момент, к сожалению, у нас в организации не работает юрист, но у нас есть партнерские организации, которые могут предоставить правозащитную помощь.

Марьян: Также у нас есть возможность волонтерства.

Иван: Для волонтеров существует широкий спектр возможностей. Мы направляем на тренинги, на различные культурные мероприятия, которые проходят в нашей организации и, также в партнерских. А еще у нас много работы.

Марьян: Волонтер – это человек, который может прийти с какой-либо идеей и мы её, по-возможности, поддержим, так как наша организация является площадкой, где можно эту идею реализовать.

Иван: Не только для волонтеров, но и для активистов работает ресурсный центр. На базе ресурсного центра проходит программа грантов, на которые может податься любой активист или инициативная группа со своей идеей и получить соответствующее финансирование для её реализации.

  1. Как можно стать волонтером в вашей организации?

Марьян: Очень просто – прийти на собеседование.

Иван: Мы берем практически всех. У вас есть идеи – приходите, у вас нет идей – ничего страшного, мы найдем их для вас, ведь у нас есть свои, которые мы не успели реализовать. Человек может придерживаться различных политических убеждений или взглядов на жизнь. В конце концов, демократия – это открытость по отношению ко всем проявлениям, но при этом понимание прав другого человека и не навязывание в агрессивной форме своих взглядов. Вы можете быть любых убеждений, приходите – мы ждем вас! Также уже довольно длительное время у нас в разработке проект “Школа волонтеров”, который предполагает 2-3 месячное обучение, по занятию в неделю, причем длительностью в целый день. В “Школе волонтеров” предполагается много различных блоков о возможностях волонтерской работы, активизма.

  1. Как представитель ЛГБТ-сообщества может себя защитить? Какие есть права? И как он может идентифицировать, что его права нарушают?

Иван: На данный момент у нас есть закон, который защищает конкретно ЛГБТ-сообщества. Это Кодекс Законов о Труде, где сказано о дискриминации по признаку сексуальной ориентации. И есть антидискриминационный закон, в котором к ЛГБТ относится подпункт «и прочие признаки дискриминации». В практике были некоторые прецеденты, когда люди отстаивали свои права именно благодаря этому закону. В рамках Национальной стратегии в сфере прав человека до 2020 года планируется принятие ряда правозащитных актов, касательно ЛГБТ, дискриминации и гендерных вопросов. Мы надеемся на утверждение ратифицированного законопроекта Стамбульской конвенции (Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия), который был внесен в Верховную Раду Президентом Порошенко, но в данный момент еще не вступил в действие. Нам бы очень хотелось, чтобы до 2020 года это все-таки было принято.

Марьян: В целом у нас в комьюнити-центре для бенефициаров проводятся разнообразные семинары и встречи с юристом о повышении юридической грамотности. Ведь на сегодняшний день ЛГБТ-люди сталкиваются с большой агрессией, дискриминацией. Например, нападения в других городах на разные мероприятия.

Иван: Буквально недавно в Виннице, Ужгороде и Киеве проводились мероприятия с представителями городских властей, полицией и, соответственно, с представителями правозащитных организаций, в частности, “Наш Світ”. Должны были проходить мероприятия, круглые столы по противодействию преступлениям на почве ненависти, но различные ультраправые группировки срывали их проведение. Также в Киеве, в рамках фестиваля “Docudays”, были сорваны две лекции, здесь уже не столько за ЛГБТ говорится, сколько за какое-либо правозащитное движение. Первая лекция была посвящена вопросам феминизма, прав женщин, но была сорвана. Второе мероприятие, довольно иронично, было о срыве правыми силами различных мероприятий. И эти самые «правые силы», после окончания мероприятия, избили одного из журналистов. Более детально эта информация была освещена на различных правозащитных порталах, в Фейсбуке, в различных публикациях на странице Софии Лафиной, которая участвовала и была организатором круглых столов в Ужгороде и так далее.

  1. Как вы видите будущее Украины в направлении толерантности?

Иван: Есть такой основополагающий документ – это Национальная стратегия в сфере прав человека, которая прописывает утвержденные в законном порядке права для уязвимых групп населения, различных сообществ, в том числе и ЛГБТ. Я смотрю на это довольно оптимистично, потому что пока у нас действуют правозащитные организации, в том числе наша организация ассоциация ЛГБТ «Лига», мы будем добиваться реализации этой стратегии и наших прав. С тем европейским курсом, который сейчас держит Украина, у нас есть возможность стать толерантным обществом.

Марьян: Многие молодые ЛГБТ-люди покидают страну, уезжают из Украины из-за того, что на них совершаются нападения. Это очень печально и грустно, когда права не защищаются, многие не выдерживают.

Иван: Любое действие порождает противодействие, поэтому то, что мы предпринимаем, может вызывать ответную, иногда отрицательную, реакцию в обществе. Но главное, не опускать руки и продолжать работать в этом направлении. Потому что если мы все уедем заграницу, то что останется здесь.

Марьян: Нужно развивать страну, так как мы являемся её частью.

Иван: В последнее время наша организация смотрит на вопрос ЛГБТ-сообщества не столько в разрезе ЛГБТ-сообщества, сколько в аспекте общества в целом. Стараемся интегрировать, проводить социализацию нашей группы, участвовать в разных общеполезных начинаниях. Сейчас наши волонтеры работают в рамках такого благотворительного проекта как “Добрый обед”, где оказывается существенная помощь пожилым людям, которые не могут себя содержать. Это проходит на ежедневной основе. Наши волонтеры помогают все накрывать, расставлять, координировать работу.

Марьян: При том, нигде не освещается информация, что “ЛГБТ-люди пришли и кормят стариков”.

Иван: Мы делаем это для себя, чтобы помочь обществу, так как не только наша социальная группа является угнетаемой и незащищенной. Нужно помогать друг другу.

  1. Есть ли у вас собственная статистика по количеству ЛГБТ-людей?

Иван: Мы проводили биоповеденческое исследование буквально в прошлом году, но его результаты пока что недоступны, все это сейчас проходит стадию анализа. Но известны данные за 2015 год, где распространенность по Украине составляет 8,5%. Основной группой являются люди от 16 до 25 лет. Официальная статистика говорит о 3-5%. Менее официальная статистика – от 5,7 и до 10%. Почему такой большой разрыв? Во-первых, официальная статистика берет подсчет по данным СПИД-центров, которые затрагивают только людей, открыто говорящих о своей ориентации и при этом имеющих положительный статус. Соответственно, большой массив сообщества данными исследованиями не затронут.

Марьян: Не каждый, кто придет на тестирование, будет говорить о том, что он ЛГБТ-представитель.

Иван: Многие, на данный момент, по-прежнему ведут скрытый образ жизни. Их можно понять, потому что большинство прав у нас еще не реализованы. И в некоторых регионах безопасность ЛГБТ является довольно таки низкой.

  1. Что каждый человек может сделать от себя, чтобы повысить эту безопасность?

Марьян: Быть терпимее к проявлениям другого человека.

Иван: А я дополню: мне кажется, в первую очередь наши люди должны выработать в себе чувство гражданского самосознания. Когда ты имеешь уважение к своим правам, ты уже имеешь уважение к правам других. Можно относится как угодно к ЛГБТ-сообществу, к людям с инвалидностью, к женщинам, к потребителям инъекционных наркотиков, секс-работникам – к любой уязвимой или неуязвимой группе. Если ты уважаешь свои права, ты автоматически начинаешь уважать права других, поэтому каждый из нас может начать любить себя.

Марьян: И познавать себя.

  1. Не все знают, как расшифровывается аббревиатура ЛГБТ, что к этому относится и что под этим подразумевается. Могли бы вы рассказать?

Марьян: ЛГБТ – Лесбиянки, Геи, Бисексуалы, Трансгендерные люди. Ну, есть еще много других букв – Квиры, Интерсексуалы.

Иван: Более широкое понятие это сексуальная ориентация и гендерная идентичность*, как правило, оно включает в себя все различные проявления. На данный момент существует около 50 определений гендера. Но, следует отметить, что это понятие включает в себя всех, всех, всех, всех и ЛГБТ, в том числе.

Язык жестов
  1. Я слышала такое высказывание: “Чтобы исключить существование дискриминации и стигмы, нужно избавиться от понятия гендера и сексуальной идентичности”. Что вы думаете по этому поводу?

Иван: На мой взгляд, сексуальная идентичность и гендер являются несомненными атрибутами человека, каждый из нас навешивает на себя какой-то определенный ярлык. Мне кажется, работа по устранению этих ярлыков будет затрагивать жизнь не одного поколения и, возможно, тогда психология общества будет абсолютно иной. Нужно ли устранение этих ярлыков? Мне сложно ответить, потому что сам себя я, в первую очередь, позиционирую как личность, обладающую определенными качествами и чертами, не знаю каким я буду без этих определений. Возможно, что для устранения дискриминации нужно исключить эти определения, а так ли это – покажет время.

Марьян: Если устранить эти определения, на мой взгляд, на их место все равно придут другие.

Иван: Я думаю, что какое-либо проявление человека, будь то насилие, дискриминация, убийство, воровство, оскорбление – это идейный уровень. Мы представляем, что это возможно, что это есть. А вот если бы мы не знали о существовании таких возможностей, проявлялись бы они или нет? Интересно.

Марьян: Это такой вопрос, над которым стоит поразмыслить.

  1. Скажите, пожалуйста, пару слов ЛГБТ-представителям, которые, возможно, читают это интервью.

Марьян: Приходите к нам, не стесняйтесь, ведь наша организация предоставляет услуги в рамках полной конфиденциальности и безопасности.

Иван: Если вы не захотите получить их у нас, то существует инструмент перенаправления с дружественными организациями, с учреждениями охраны здоровья, поликлиниками, больницами, кожно-венерологическими диспансерами – с разветвленной сетью. Одной из задач проекта “HealthLink” является построение такой системы. Определенных успехов мы уже добились и если вы не желаете пользоваться услугами на базе нашей организации, мы всегда можем вас перенаправить.

Марьян: Самое главное – берегите себя!

Сагайдак Олеся-Александра

 

*Стигма –  клеймо или ярлык;

*Стигматизация – навешивание ярлыков, в следствие стереотипного образа мышления;

*Самостигматизация – навешивание ярлыков, стереотипизация по отношению к самому себе;

*Гендерная идентичность –  внутренне ощущение человека как мужчины или женщины.

Поділитися:

Facebook
Twitter
LinkedIn
Telegram